Игроманы психозы

Изменение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр. Психология зависимости и пугающая статистика

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • агорафобия;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов, жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной шизофрении. Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.

Видео — «Игровая зависимость»

Игромания (лудомания, гамблинг) — тяжелая форма психического расстройства, но сложности сопоставимая с наркоманией и алкоголизмом. Наркоман получает дозу извне. У страдающих игроманией ее вырабатывает сам организм под воздействием сильнейшего эмоционального переживания. Лудомания — один из видов психического заболевания! Это патологическое пристрастие, болезнь, связанная с постоянной необходимостью ощущения азарта. «Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере».

По мнению ученых, риск стать игроманом никак не зависит от здоровья, социальных, каких-то биологических параметров, а скорее от характера и темперамента, причем последний, как считается, является наследуемой характеристикой.

Отмечены три главные причины лудомании:

– низкая культура человека;

– умственная отсталость (особенно в сельской местности).

Нередко люди, подверженные лудомании, страдают (или страдали раньше) другими зависимостями – алкоголизмом или наркоманией.

Развитие ребенка идет через расширение сознания. Там, где ребенку не дали пищу для развития, оно останавливается и общество получает неполноценных, недоразвитых детей.

Подавляющее большинство из них больны неврозами, психозами, наркоманией, хроническим алкоголизмом, психическим недоразвитием, шизофренией.

У игровых автоматов в основном стоит темная масса народа, которая верит, что разбогатеть можно и «по-щучьему велению», подобно многотысячным толпам у коммерческих банков-пирамид.

Другие публикации:  Ребенок боится детей аутизм

Пациенты могут рисковать своей работой, делать большие долги и нарушать закон для того, чтобы добыть деньги или уклониться от выплаты долгов. Участие в азартных играх, влечение к игре усиливается в периоды стресса. В обычной жизни игроманы испытывают внутренний дискомфорт, смятение, угнетенность. И только возвращение к любимому занятию снимает стресс. Такие люди будут готовы на все, чтобы вернуться в прежнее состояние. Даже на преступление.

Лудомания – серьезная угроза психическому здоровью населения. Развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, влечет за собой нарушение адаптации или дезадаптацию – это снижение школьной успеваемости, это невозможность получения минимума знаний с проводкой в будущее, в перспективе это невозможность социализации, невозможность стать полноправным членом общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и не быть. Игромания чаще всего сопровождается асоциальным поведением, ростом правонарушений, связанных с «долговой ямой» и угрозой тюрьмы. Могут происходить определенные изменения личности, например аутизация (избегание общения). Эти люди склонны к депрессии. И дети гораздо чаще, чем взрослые. Есть и общие для всех болезней зависимости последствия – разрушение всех социальных связей. Семейных, профессиональных. Отличительная особенность – очень большое количество суицидов среди игроков.

Психиатр К.Монк: «Это можно охарактеризовать как психическое заболевание, которое называется неврозом навязчивых состояний. К нему относятся все формы игромании, начиная от игровых автоматов и заканчивая историческими играми. Это одна из наиболее распространенных и трудно поддающихся лечению форм психических расстройств. » По сведениям главного психиатра Минздрава РФ Владимира Волошина, только в Москве зависимостью от «одноруких бандитов» и казино сегодня страдают около 300 тыс. человек.

Лудомания – это разновидность наркомании, причем болезнь протекает в очень тяжелой социальной форме. По словам медиков, среди пациентов психиатрических и наркологических центров становится все больше людей, играющих на игровых автоматах. По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России: «Лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а ее социальные последствия могут быть не менее губительными».

Игрок — это диагноз.

Азартные игры сродни непреодолимой тяге к алкоголю или наркотикам, а самих игроков надо лечить так же, как и их «соратников» по крепким налиткам или по токсичным препаратам. Таков основной вывод, к которому пришли участники завершившегося во Флоренции международного симпозиума на оригинальную тему «Когда игра превращается в одержимость». Он проходил в рамках 1-го национального конгресса Итальянского общества психопатологии.

Известный нейрохирург из Турина Луиджи Равицца заявил, что, согласно медицинским нормам, диагноз «патологически азартный игрок» предполагает «психическое расстройство» индивида, нередко вызываемое его генетической предрасположенностью.

Ведущие психиатры предупреждают: тот, кто не лечится от «азартной болезни», разрушает свою жизнь и рискует довести себя до самоубийства.

По мнению ученых-медиков из ведущих «игровых стран» (в мусульманских государствах игорный бизнес просто не возможен), сегодня правильно говорить не об отдельной зависимости человека, а о механизме формирования зависимости как таковой. Все виды зависимости связаны с функционированием головного мозга: задействованы одни и те же его структуры. Потому и симптомы этих заболеваний общие: патологическое желание играть (оно возникает периодически, а периодичность – еще один характерный признак); возникновение абстинентного синдрома, подобного похмелью.

Врачи отмечают, что к ним может обращаться один и тот же пациент: сначала его лечат от наркомании, потом – от алкоголизма, потом — от лудомании.

«Игромания имеет очень много общего с наркоманией и алкоголизмом, – убежден профессор НИИ психиатрии Минздрава РФ Юрий Полищук. – Все эти три заболевания основаны на избыточном стимулировании центров удовольствия у человека. Владельцы казино и залов с игровыми автоматами сознательно превращают свои заведения в огромные центры удовольствия. Там есть все – приятная музыка, безукоризненное обслуживание, бесплатная еда и напитки. Поэтому люди после нескольких посещений игорных домов начинают испытывать настоящую тягу к игре.

. От любого рода зависимости – игровой ли, алкогольной или наркологической – излечиться полностью нельзя. Да, алкоголик может стать здоровым трезвенником. Но выпивать, как все нормальные люди, он уже никогда не сможет. Одна рюмка – и все начнется заново. Так и с игроками. Человек, «переболевший» игроманией, должен будет всю свою жизнь воздерживаться от посещения казино, скачек, залов с игровыми автоматами. Даже лотерея ему противопоказана. Иначе начнется рецидив».

. Для близких лудомания опасна потому, что «игроки» перестают их замечать. А для самих «игроков» это опасно, поскольку они утрачивают все нормальные социальные связи, забывают о детях, женах, семье, родителях и погружаются в «иной мир». Для организаторов игр это выгодно, и они эту пагубную страсть подпитывают, потому что это — деньги.

Недавно российскими учеными Центра имени Сербского локализована зона человеческого мозга, ответственная за принятие связанных с риском решений, -»центр игромании». Теперь учёные надеются побороть игроманию медикаментозными методами.

Только одна мысль.

По словам экспертов, патологического игрока отличают вполне определенные признаки. Так, он целиком сосредоточен на азартной игре, его мысли постоянно либо возвращаются к различным ее эпизодам, либо заняты разработкой «принципиально новой» игровой стратегии. Его одолевает стремление делать все более и более высокие ставки. При мысли бросить играть он становится крайне раздражительным и беспокойным, нередко впадая в отчаяние. В случае проигрыша на него наваливается одна единственная мысль — где достать деньги, чтобы отыграться. При этом он оказывается подчас на грани лишения работы или потери любимого человека.

Чаще всего начинают играть из чистого любопытства.

Геннадий Семенов из Москвы – молодой парень, но за спиной у него довольно продолжительное «общение» с игровой системой. Еще в институте он иногда заходил в павильоны сыграть на десятку-другую. «Рядом с нашим вузом было, наверное, около десяти залов. И вот однажды я ухитрился выиграть 500 рублей, – рассказывает Гена. — С этого момента я заболел автоматами. Все карманные деньги тут же превращались в жетоны для игр. Затем долги. Мне все время казалось, что завтра я обязательно отыграюсь. Особенно это чувство усиливалось, когда рядом какой-нибудь новичок «снимал» тысяч 80. Иногда и мне везло. Однажды выиграл 22 тысячи. Но тут же все проиграл. Остановиться невозможно» .

Директор одного казино рассказал, что у многих посетителей «едет крыша». «Один перед посещением казино ходит к астрологу, другой высчитывает удачные дни по фазе луны, третий за столом достает амулеты, — рассказывает менеджер. — Стоит человеку один раз выиграть крупную сумму, и он считает, что так будет всегда. Не каждый может отказаться от возможности «поднять» много денег за несколько минут». Один из игроков дошел до того, что проиграл в рулетку свою долю в ночном клубе и свою фирму. Проигрывал он и зарплаты своих сотрудников, и занимал у них деньги в день получки. А известный во Владивостоке журналист проиграл две квартиры и принадлежавшую ему газету.

Очень много играющих – несовершеннолетние. И хотя администратору запрещено обслуживать подростков, никто всерьез эти запреты не принимает. Везде можно курить, тут же продается алкоголь и наркотики. Принимают в нарушение запрета в залог мобильные телефоны, украшения, вещи.

У молодых людей формируется представление, что их имущественные и личные проблемы могут быть решены одной удачной ставкой.

На игровых автоматах следовало бы писать – «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Беги отсюда, беги, пока не попал в психушку!».

Игромания псих заболевание приводящее к шизофрении.

Общение страдающих душевными расстройствами, их врачей, близких, и всех заинтересованных. Взаимопомощь и творчество.

Игромания псих заболевание приводящее к шизофрении.

05 сен 2013, 06:48

В последнее время отечественную и зарубежную прессу заполонили публикации о том, что компьютерные игры сводят подростков с ума. Им, мол, надоедает стрелять в виртуальности, и они хватаются за настоящее оружие и начинают стрелять в живых людей.
Порой не только подростки, но и взрослые люди излишне увлекаются интерактивными играми, что нередко меняет их образ жизни, отвлекает от привычных забот, разрушает семейную гармонию.
В психиатрии уже давно существует специальный термин для психических нарушений, связанных с пристрастием к играм, — игромания. Этой проблемой доктора начали заниматься еще в конце XIX столетия, на которое пришелся пик популярности карточных игр. Но научную базу подвели только во второй половине XX века. Правда, надо сказать, по сравнению с другими психическими болезнями игромания еще очень мало изучена.
Игромания — это болезнь, связанная с пристрастием к азартным играм, в том числе к играм в казино и в игровые автоматы, в карты и в компьютерные игры. Игромания может проявиться как болезнь в чистом виде и, что случается гораздо чаще, как один из симптомов другой психической болезни: депрессии, маниакальных состояний, даже шизофрении.
Симптомы болезни.
Основные проявления игромании — навязчивая потребность постоянно играть.
Человека не оторвать от игры, он становится очень замкнутым, у него сужается круг общения и интересов, начинаются психические расстройства.
Причем, если сначала игрок испытывает подъем сил и у него возникает обманчивое ощущение, что ему по силам обыграть любого противника, то затем, это состояние переходит в упадок сил и нередко в депрессию.
Что касается непосредственно компьютерных игроков, то в большинстве случаев болезнь возникает у тех, кто предрасположен к психическим заболеваниям, и у людей с аномалией развития личности, то есть когда человек имеет врожденные качества, не характерные для большинства людей. Например, он излишне застенчив или излишне вспыльчив.

Другие публикации:  Возраст депрессии

Осторожно: игра. Об опасности игромании

Игроманию называют грядущей болезнью человечества. О ее опасности говорит само происхождение слова (от английского «геймблинг», геймбл — игра с плохими последствиями).

Это психологическое заболевание медики еще называют лудоманией (в переводе с латинского «лудус» — игра), российский аналог — игромания.

«Формально такой болезни нет, — говорит доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и наркомании НГИУВ Виктор Кубасов, — но фактически она приравнивается к наркомании, и ее социальные последствия не менее тяжелы. Люди, впервые заглянувшие в залы игровых автоматов, зачастую не знают, что на кого-то из них азарт может подействовать как наркотик. Человек начинает играть, появляются новые ощущения. От выигрыша, даже небольшого, он приходит в состояние эйфории, которое ему надо испытывать снова и снова. Впоследствии его постоянно тянет играть, и если он лишается этого, появляются тревога, плохое настроение, ухудшается самочувствие.

Ситуация осложняется тем, что человек выглядит вполне здоровым, но ему необходима помощь, потому что сам игрок уже не может себя контролировать. Он готов днями и ночами сидеть у игрового автомата, непрерывно подпитывая себя «гормонами радости» — эндорфинами.

При этом организм, испытывая нервное перенапряжение, истощается, человека начинают мучить кошмары, бессонница, гипертония, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Возникает склонность к депрессиям, повышается риск психоза. У поклонников «одноруких бандитов», незаметно для них, начинается деградация, распад личности. При всем при этом они еще тратят деньги, нанося серьезный ущерб себе и бюджету семьи».

В некоторых странах игромания давно внесена в список психических заболеваний. Это та же наркомания, подтверждают биохимики, проведя исследования. Механизм появления болезни, формы ее развития и клинические стадии во многом идентичны тем, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. В обоих случаях происходит выработка сверхдозы эндорфинов и последующая интоксикация организма. Похожи и методы лечения — это госпитализация, как правило, изоляция, нейролептики, которые прописывают при шизофрении, и гипновнушение.

«От компьютерной зависимости отучить проще, — утверждает Виктор Кубасов, — можно просто выключить компьютер. Огромное количество людей подергаются, понервничают и перестанут играть. В игровые залы, возникающие повсеместно, двери наглухо не закроешь, это можно сделать только в государственном масштабе. По большому счету наркомания, алкоголизм тоже проблемы не медицинские, а социальные.

Мы очень надеялись на жесткий запретительный режим. Пока же, к сожалению, проблему лудомании не замечают, а наоборот усугубляют. Игровые залы растут в геометрической прогрессии, уже говорят о строительстве крупнейших игровых зон в стране. Между тем так же быстро увеличивается количество игроманов. Иным людям достаточно 3-4 посещения, и они «попали». Все зависит от личностных качеств. Был у меня один клиент, пациентами мы их пока не называем, который проиграл 360 тысяч рублей. Пробовал отыграться (кстати, это совершенно бесперспективно), но яма становилась все глубже и глубже. Пришлось расстаться с квартирой.

Среди пациентов психиатрических и наркологических центров играющих на автоматах становится все больше. Последние годы болезненное пристрастие к игре приобрело характер эпидемии. Беда этих людей в том, что они прекрасно все понимают, но ничего с собой поделать не могут. Знают, что проиграют, но тянутся к игровому автомату снова и снова. Они окружены духовным вакуумом, им не дороги ни семья, ни друзья, все жизненные ценности отходят на второй план, затем вообще перестают играть какую-либо роль в жизни и уступают место автомату, карточному столу. Геймеры спешат наперекор всему окунуться в мир сверкающих огней, вечного веселья, им надо скорее получить удовольствие. Идеология потребительства: дай мне вот это и это, я возьму. На душе пусто, такие люди настроены на примитивные телесно-житейские удовольствия, когда им надо просто «убить время». Какое страшное словосочетание!

Очень важно, чтобы человек понял, что он подходит к краю пропасти. Сверкающие огни казино меркнут быстро, надо помнить, что вся игровая индустрия настроена на проигрыш. Сказочный мир оборачивается для многих не только потерей семьи, работы, денег, но и жизни. Увы, все чаще появляются истории с печальным концом. Сам человек, по идее, может справиться с этой зависимостью, но если он этого хочет. Насильно ни психолог, ни психотерапевт ничего сделать не смогут. Сначала человеку надо хорошо подумать и решить, для чего он живет, определиться со своим существованием. Когда люди приходят сами, мы им помочь можем. Даем психологическую формулу самоустановления, самопрограммирования. Они сами с нашей помощью должны перестроить свои эмоции, свое поведение. Помогаем также определиться с осмысленностью существования. Перевоспитать человека сложно, да это и не наша задача. Стараемся вникнуть в его духовный мир: веришь в бога — иди в церковь, во что-то другое — спеши туда.

Многие начинают играть из любопытства, когда возникает азарт, появляется гормональная встряска, происходит выброс адреналина, эндорфинов. Человек, заходя в игровой зал, на какое-то время становится сумасшедшим, логическое мышление полностью отключается, мозг работает только на эмоциональном уровне и требует, требует «продолжения банкета». По уму — выиграл, взял и ушел спокойно. Нет, там не до покоя. Не зря же говорят: за что отец сына бил? Не за то, что играл, а за то, что отыгрывался. Пенять на то, что это плохо, — бесполезно. К сожалению, в нашей среде, в нашем менталитете уговоры ни к чему не приводят. Ситуация переламывается порой только тогда, когда «жареный петух клюнет», то есть человеку надо в такие долги залезть, побывать на грани жизни и смерти, чтобы понять: так дальше жить нельзя. Наша особенность — все доводить до крайностей. Вот тогда мы начинаем суетиться. Многие так, между прочим, пить-курить бросают. Случится инфаркт или инсульт — вот он, сигнальчик! Пора, пора завязывать.

Попасть в группу риска лудоманов могут все: бедные и богатые, азартные и уравновешенные, бесшабашные и рассудительные. Страсть к легкой наживе, успеху присуща всем. Игра, как и все увлекательное, обладает бесконечной силой притяжения. Несмотря на то, что игровая зависимость пока не получила статус болезни, ученые уже заявляют: одни люди к ней предрасположены больше, чем другие. Впрочем, как и к любой зависимости».

Ольга Волкова, «Кузнецкий рабочий»

Игромания (лудомания, гемблинг, игровая зависимость)

Игромания – это патологическое состояние, которое характеризуется психологической зависимостью от какого-либо вида игры (азартной, компьютерной).

Для игромании характерны частые эпизоды участия в играх, которые со временем начинают доминировать в жизни человека, что впоследствии приводит к снижению семейных, материальных, профессиональных и социальных ценностей.

Способствуют возникновению игровой зависимости стрессы, стремление уйти от реальных проблем, непонимание в семье, конфликты с окружающими. Первые выигрыши улучшают настроение, дают разрядку, приносят яркие эмоции, поднимают самооценку, в итоге игрок стремится получать их снова и снова. Больше других заболеванию подвержены подростки, хотя игровая зависимость встречается у представителей всех поколений. Игромания чаще наблюдается у мужчин.

Человек, страдающий игровой зависимостью, постоянно обдумывает варианты ходов, тактику игры, способы выхода на новый уровень, возможность сделать ставку. Потеря контроля, которая выражается в неспособности остановить игру как после значительного выигрыша, так и после постоянных проигрышей. Теряется связь с реальным миром – рвутся социальные связи с друзьями, семьей и коллегами. Возникает непреодолимое желание отыграться, повышать ставки, с чем связаны стремление поставить на кон последние деньги, постоянный поиск средств. Характерна зависимость перемен настроения от выигрышей или проигрышей. В промежутках между игрой развивается психологический дискомфорт, который напоминает состояние абстиненции у наркоманов и сопровождается нарушением сна, головной болью, беспокойством, подавленным настроением, нарушением концентрации внимания. Существует четыре стадии заболевания: стадия выигрышей – игра от случая к случаю, возрастающие ставки, мечты о выигрышах, периодические выигрыши; стадия проигрышей – игра в одиночку, крупные займы, прогулы работы, неоплаченные долги, ложь; стадия отчаяния – разрыв с близкими, раскаяние, испорченная репутация, перекладывание вины на окружающих, потеря работы, противозаконные действия; стадия безнадежности – чувство безысходности, аресты, алкоголизм, суицидальные мысли, отчужденность.

Выявить игроманию возможно при оценке поведения человека (постепенное увеличение времени, проводимого в игре, непреодолимое желание приступить к игре, финансовые проблемы, нарушение настроения при попытке отказа от игры). Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с психотерапевтом, наркологом или психиатром.

Другие публикации:  На параное или паранойе

Выделяют зависимость от компьютерных игр, интернета, игровых автоматов, карточных игр, тотализатора, лотереи, игр на фондовом рынке.

При возникновении желания поиграть следует продумать возможные последствиях, попробовать отвлечься чем-то другим. Лучше доверить ответственность за деньги и кредитные карты другому человеку. Постоянная занятость на работе, планирование семейного отдыха, развлечения с друзьями не оставляют времени на игру. Следует отказаться от посещения казино, игорных заведений, интернет-сайтов азартных игр и т.п.

Игровую зависимость практически не лечат медикаментозно. Исключение составляют случаи, когда игромания сопровождается психическими расстройствами (олигофрения, шизофриния, деменция, маниакально-депрессивный синдром, психозы). В некоторых случаях препараты с седативным действием помогают снизить влечение к азартной игре. Терапия игровой зависимости должна быть индивидуальной, то есть при выборе тактики лечения учитывается тип личности, стадия, выраженность болезни, разновидность зависимости. Восстанавливают режимы сна, питания. Наиболее эффективными методами лечения являются индивидуальная и групповая психотерапия. Хорошо зарекомендовали длительная суггестивная, психоаналитическая, рациональная психотерапия, бихевиоризм, а также книготерапия.

Со временем игромания усугубляется. Последствиями могут быть нарушения закона и аресты, социальная изоляция, суицидальные наклонности, развод, алкоголизм, психические заболевания.

Вероятность развития игровой зависимости снижает наличие других интересов, активный отдых и общение с людьми. Необходимо помнить о том, что азартные игры имеют свойство затягивать. Лучше заранее планировать доступный бюджет при желании поучаствовать в азартной игре, не делать большие ставки. Обычно способствует развитию болезни употребление алкоголя или других психостимулирующих веществ. Не рекомендуется играть в состоянии стресса, меланхолии, гнева.

Игромания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания

«Что наша жизнь? Игра!», – поет Герман в известной опере П. И. Чайковского. Но, к сожалению, некоторые люди воспринимают эту фразу.

Наш эксперт – кандидат медицинских наук, врач-психиатр Инна Пархоменко.

Компьютерный запой

Считается, что такая зависимость безобидна. Ведь такие игроки не проигрывают кучу денег, не залезают в долги, не приводят свою семью к обнищанию. Однако страсть к «стрелялкам» и «бродилкам» – тоже проблема, и немалая.

Механизм появления болезни, формы ее развития и клинические стадии во многом идентичны тем, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. Во время напряженной игры у человека в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. Но при этом организм испытывает сильный стресс и нервное перенапряжение, поэтому быстро истощается. Из-за этого по окончании игры геймеров нередко начинают мучить кошмары, бессонница, гипертония, у них нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, возникает склонность к депрессиям, психозам.

Патологическим пристрастием к этому времяпровождению одержимы, как правило, люди, имеющие сходные психологические проблемы, среди которых азарт находится вовсе не на первом месте. Общим для большинства маниакальных геймеров являются одиночество и чувство неудовлетворенности своей жизнью. Такие люди играют не ради выигрыша, а для того, чтобы получать кайф, которого не доставляет им их обычная серая жизнь. Эмоции, переживаемые за компьютером, гораздо сильнее и ярче, чем все, что может дать действительность. Сидя за компьютером, игроки впадают в игровой транс – состояние, сопоставимое с фармакологическим эффектом от сильнодействующих наркотиков. Тяга к искусственной реальности настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Другая реальность

К тому же в компьютерных играх многих людей привлекает возможность почувствовать себя не такими, какими они являются на самом деле – слабыми, зависимыми, недооцененными и зачастую униженными, а совсем другими: сильными, уверенными, всемогущими.

Убежденными геймерами чаще всего становятся представители сильного пола. И не только потому, что им, как правило, меньше, чем женщинам, свойственно чувство ответственности за семью. Есть и другие, более важные причины. В обществе к мужчинам предъявляются более строгие требования: и если те не дотягиваются до установленной планки, то их объявляют неудачниками. А в игре можно взять реванш за все жизненные неудачи. Кроме того, игры предоставляют мужчинам возможность реализовать свою агрессию, что в реальности осуществить довольно проблематично.

Пациент готов

Основные критерии зависимости хорошо известны. Первый – это непреодолимое влечение к игре: желание играть постоянно, целый день и даже ночь подряд. Второй – потеря контроля над временем: человек уже не понимает, сколько часов он проводит за компьютером, забывает, когда последний раз ел или спал, не говоря уже о том, выполнил ли он работу или нет. Игра заканчивается только тогда, когда жать на кнопки или управлять компьютерной мышкой больше нет сил.

Последний, третий симптом – формирование синдрома отмены (подобно абстинентному синдрому у алкоголика или наркомана). Прервав игру, зависимый человек испытывает острую депрессию. Единственное желание, которое владеет им, поскорее покончить со всеми другими обязанностями и поскорее вернуться к компьютеру, где снова можно будет окунуться в игру и почувствовать себя спокойным, счастливым и на своем месте. Постепенно у геймера нивелируются все посторонние интересы и любые нравственные ценности. Единственным смыслом существования становится игра.

Лечение игромании

Игромания, лудомания или, так называемый, патологический гэмблинг – это психическое расстройство, которое заключается в неконтролируемой потребности в повторном участии в различных азартных играх таких, как игровые автоматы, казино или компьютерные игры. Данное влечение доминирует над остальными сторонами жизни зависимого человека. Он будет снова и снова возвращаться к игре, несмотря на постепенно разрушающийся вокруг него мир.

Опасность азартных игр признавалась еще во времена появления и популяризации карточных игр. Но лишь во второй половине двадцатого века игровая зависимость стала приравниваться к заболеваниям. Психологи утверждают, что не все люди становятся игроками, даже если условия становления их как личности были примерно одинаковыми. Таким образом, потенциальный лудоман должен обладать рядом характерных качеств:

  • Природная азартность, маниакальное желание поиска все более острых и ярких ощущений;
  • Страсть к легкой наживе, успеху и в особенности к азартной игре;
  • Низкий уровень самоконтроля, слабохарактерность;
  • Отсутствие здорового увлечения, формирующего смысл жизни (карьера, семья, спорт, наука, искусство).

В России, особенно в последние годы, зафиксирован значительный рост числа лиц с выраженным патологическим влечением к азартным играм, нуждающихся в специализированном лечебно-реабилитационном лечении. Большинство клиницистов отмечают схожесть клинических проявлений игромании и зависимости от психоактивных веществ. К тому же у многих больных выявляется склонность к комбинированным формам зависимого поведения – систематическое злоупотребление алкоголем, наркотиками, транквилизаторами и т.п.

Ранние признаки игромании

Уже в первые полгода-год у лудомана можно заметить определенные признаки негативного воздействия зависимости:

  • Личностно-поведенческие: лживость, безответственность, лень, криминогенная деятельность, внешняя неопрятность, сужение привычного круга интересов и друзей;
  • Эмоциональные: конфликтность, безразличие к окружающей действительности, апатия, депрессии, чувство тревоги, дисфория, суицидальные мысли;
  • Интеллектуально-мнестические: снижение работоспособности, внимания и способности к творческой деятельности, ухудшение памяти.

Родственники больных утверждают, что большинство из них становятся «обидчивыми», «вспыльчивыми», «грубыми», «тусклыми», сексуально слабыми и эгоистичными, а также предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры.

По мнению клинических психологов у игровой зависимости есть две основные стадии становления:

  • Первая –субкомпенсация, стадия формирования болезни;
  • Вторая – декомпенсации, стадия стабилизации болезни.

На первой стадии отмечается рост влечения к игровому процессу, фиксируется радостное ощущение от самой игры, фетишируется игровая атрибутика, формируется игровое мифотворчество, появляются первые признаки личностных изменений морально-этического спектра. Средняя продолжительность данного этапав зависимости от биологической и психической предрасположенности к формированию болезни — от двух-трех месяцев до 1-2 лет. В период формирования зависимости больные еще сохраняют работу, семью и веру, что «все как-то обойдется», несмотря на появившиеся долги и неприятности, способны к спонтанным ремиссиям (периодам воздержания).

На второй стадии получают устойчивую форму такие синдромы, как синдром отмены, выигрыша, проигрыша, игрового транса, личностной деградации и социальной дезадаптации. Составляющие абстинентного игрового синдрома — психические, вегетативные и соматические нарушения — проявляются характерной, заметной для окружающих симптоматикой. Значительно снижается осознание явных признаков опасных последствий игровой зависимости. Больные не могут отказаться от участия в азартных играх, даже несмотря на ряд финансовых, социальных и физиологических препятствий. Для соматического состояния характерно обострение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертония, стенокардия), появление астено-невротических расстройств. Отмечается снижение морально-этических норм, в связи с чем разрушаются семьи, утрачивается работа, возникают проблемы с правоохранительными органами. Зачастую реализуются суицидальные мысли. Длится данный период, как правило, от 6-7 месяцев до 1,5 лет.

В настоящий момент клиническими психологами выявлены предпосылки формирования болезни и пусковые механизмы «срывов» и рецидивов этого заболевания. Как правило, лечение игроманиив целом и зависимости от компьютерных игр в частности осуществляется посредством психотерапии. Методика абсолютно безопасна и в подавляющем большинстве случаев дает положительный результат.

Опытные специалисты клиники «Гиппократ» помогут вам или вашим близким вернуть мир и спокойствие в вашу семью.