Контрольный список оценки показателей аутизма

Часть 1. Методы обследования детей с аутизмом

По диагностическим критериям, прописанным в общепринятых международных системах диагностики и классификации (DSM-IV Американской Психиатрической Ассоциации и МКБ-10 Всемирной Организации Здравоохранения), аутизм – сквозное нарушение развития, при котором должно наблюдаться как минимум шесть симптомов из предлагаемого списка: отсутствие социальной или эмоциональной взаимности, стереотипный или повторяющийся характер использования речи, постоянный интерес к определённым деталям или предметам и т.п.

Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трёх лет, и характеризоваться задержкой развития либо отклонениями в социальных взаимодействиях, использовании речи при общении, а также проблемами участия в символических или требующих воображения играх.

В основе диагноза «аутизм» лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства. Известно, что признаки аутизма обнаруживаются иногда с раннего детства, когда ребенок ни телесно, ни эмоционально не отзывается на участие окружающих его взрослых. Позднее можно выявить у ребенка значительные отличия от возрастной нормы: сложности (или невозможность) построения коммуникации; овладения игровыми и бытовыми навыками, способности их переносить в новую обстановку и т.п. Кроме этого, у ребенка могут проявляться агрессия (самоагрессия), истерика непонятной причины, стереотипные действия и предпочтения т.п.

Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:
наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста часто симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
родители, которые замечают «необычность» своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Кроме этого, аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Все методы обследования можно разделить на следующие:

— неинструментальные (наблюдение, беседа);
— инструментальные (использование определенных диагностических методик)
— экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
— аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Существует множество методов аппаратной диагностики :
электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.

Одним из общепринятых методов аппаратурного обследования детей с аутизмом является диагностика особенностей структуры мозга. При этом полученные результаты являются очень разнообразными: у разных людей с аутизмом обнаруживают аномалии в различных отделах мозга, но до сих пор не определена специфическая мозговая локализация патологии, присущая только аутизму. Однако, даже если не выявляется какая-либо патология мозга, все равно идет речь об аутизме как органическом поражении, вызванном, например, нарушением связи между различными отделами мозга, что трудно обнаружить при диагностике.

Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дизбактериоза. Ведь известно, что аутистические расстройства часто сопровождаются, например, поражением кишечника. Конечно, желательно каждому ребенку, у которого обнаружены особенности развития по аутичному типу, пройти углубленное медицинское обследование, включающее оценку зрения и слуха, а также полное обследование у педиатра и невролога. Но следует знать, что сегодня не существует специфических лабораторных исследований для определения нарушений аутистического спектра.

За границей для диагностики раннего детского аутизма чаще всего применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения.

Среди них:
Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)
Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist — ATEC)
Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)
Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]
опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)
Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).
Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)

Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала Вайленда) постепенно становятся популярными в России и Украине, при этом никаких сведений про адаптацию и стандартизацию этих методик у нас нет, а перевод чаще всего осуществляется самими педагогами.

К большому сожалению, довольно часто встречается ситуация, когда специалисты не только психолого-педагогического, но и психиатрического профиля «ставят» диагноз, ориентируясь на устные или письменные ответы родителей по вопросам анкет. Одна киевская мама, которая обошла со своей 2,5-летней девочкой 5 психиатров, поделилась своим наблюдением за диагностической процедурой: «На ребенка практически не обращают внимания, задают мне одни и те же вопросы, и я уже уловила закономерность: при каких ответах нам могут поставить тот или иной диагноз».

Несомненно, есть и другие, пусть редкие, но положительные примеры, когда специалист имеет не только опыт, но желание и умение всесторонне обследовать ребенка. И можно только мечтать о том, чтобы таких специалистов становилось у нас все больше. Ведь на самом деле, диагноз «аутизм» может быть поставлен только после проведения углубленной клинической оценки, основанной на признанных по международным стандартам критериях.

семинар «Особенности детей с расстройством аутистического спектра»

12 января 2018 года в МАУ Центр «ЛОГОС» состоялся городской методический семинар «Особенности детей с расстройством аутистического спектра». В работе семинара приняли участие более 60 педагогических работников образовательных учреждений города: это и учителя, работающие с детьми с ОВЗ, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели и методисты ДОУ.

Вначале семинара с приветственным словом к присутствующим обратилась директор МАУ Центр «ЛОГОС» Н.В. Трифонова.

Об асинхронном развитии, одним из видов которого является искажённое психическое развитие в современной отечественной классификации системы отклоняющегося развития и об истории возникновения данного расстройства рассказала педагог-психолог Центра Фирсова Л.И. Она отметила, что аутизм — одно из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей. Это касается как причин заболевания и сложностей ранней диагностики, так и непосредственной коррекционной работы с аутичными детьми, помощи в их обучении и социализации.

Учитель-логопед Пилякина М.В. в своем выступлении сообщила о симптомах, называемых «красными флажками» аутизма, которые наблюдаются у детей с раннего дошкольного возраста. У участников семинара особую заинтересованность вызвали такие современные методы диагностики аутизма, как Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS) и Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist — ATEC).

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития – он включает и глубоко дезадаптивного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с «блестящей взрослой» речью, избирательной одаренностью. Учитель-дефектолог Центра Лукьянова В.М. познакомила присутствующих с особенностями развития и поведения детей с РДА (по О.С. Никольской). В ходе семинара педагоги приняли активное участие в обсуждении примерного образовательного маршрута для детей всех 4 групп с РДА (по Никольской) и вариантах адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

С большим интересом участники семинара познакомились с практическим опытом работы коррекционной работы с аутичными детьми, представленным педагогом-психологом Спировой Г.Г. Проводя анализ своего видео-урока с ребенком, имеющим РАС, она дала полезные рекомендации по предупреждению трудностей и использованию особенностей развития игры аутичного ребенка в коррекционном процессе.

«Обратная связь» в виде анкетирования, проведенная в конце работы, показала высокую оценку семинара участниками мероприятия. Педагоги отметили, что все выступления были очень интересны и насыщенны, особый же интерес вызвали практические рекомендации по работе с данными детьми. Средний балл оценивания участниками семинара данного мероприятия по 10-балльной шкале равен 9,6 баллов.

Классный час на тему «Аутизм» 11 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Самый большой урок в мире на тему:

Провела классный рук- ль : Цыбанева Т.И.

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.

Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

инфицирование матери краснухой во время беременности

нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

Нарушение социального поведения

Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

Нарушения социального взаимодействия

Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза

Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

Скудная мимика, часто не адекватная ситуации

Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.

Жесты используются лишь для обозначения нужд

Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.

Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей

Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)

При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.

Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ?

Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации

Отсутствует реакция на собственное имя

Не наступает или задерживается «возраст вопросов»

Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

хлопанье в ладоши

другие однообразные движения

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Другие публикации:  Влияние стресса на месячный

Памятка для родителей

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.Предложите помощь

Постарайтесь подбодрить родителей

Уберите все опасные предметы рядом с ребенком

Дайте родителям понят, что вы все понимаете

Проявите заботу и понимание Не думайте, что ребенок обязательно избалован

Не критикуйте ребенка

Не критикуйте родителей

Не смотрите пристально, это очень грубо

Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку

Не говорите родителям обидные слова

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам.

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)

Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)

Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)

Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)

Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)

Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)

ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)

Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка). Неорганизованность Витание в облаках

Забывчивость Лень Манипуляция Не желание что-либо делать

Отлынивание от обязанностей, работы Непонимание чужих ожиданий

Попытка отрегулировать сенсорные системы

Реакция на новую ситуацию или стресс

Расстройство в ответ на перемены

Повторяющиеся действия Ригидность

Отказ от сотрудничества Неуверенность в том, как выполнить указания

Попытка сохранить порядок и предсказуемость

Неспособность посмотреть на ситуацию со стороны

Не выполняются инструкции

Мешающее поведение Провокации

Желание быть в центре внимания Трудности в понимании абстрактных и общих понятий

Задержка в обработке информации

Избегает определенных звуков или освещения

Не смотрит в глаза

Трогает посторонние предметы, вращает их

Нюхает различные предметы Плохое поведение

Нежелание слушаться Телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально

Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».

Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.

Устранение неконструктивных форм поведения:

агрессии и самоагрессии

ухода в себя и зацикленности

страхов и навязчивостей

Обучение подражанию и наблюдению

Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)

Обучение эмоциональному контакту

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Аутизм – комплексное психическое заболевание, характеризующееся отклонениями в области речи, социального взаимодействия, общения, способности к общему обучению. Впервые оно было выявлено и описано в послевоенные годы. Аутизм у детей что такое, до сих пор нет единого мнения о причинах и методах лечения.

Рассмотрим основные теории о причинах аутизма:

1. Наследственность, эта теория основывается на наблюдениях за родителями и ближайшими родственниками. Многие специалисты считают, что изменения в поведении их скорее следствие болезни детей и постоянного нервного напряжения, а не причина.

2. Перенесенная матерью во время беременности или острая во время родов вирусная инфекция.

3. Тяжелые или стремительные роды.

4. Различные вирусные заболевания или даже прививки в первый год жизни ребенка.

5. Негативное влияние на работу мозга плода гормональных колебаний.

Важно, что симптомы аутизма могут проявиться только с 2, реже 3 лет, но требуют срочного и активного лечения.

Признаки наличия у ребенка аутизма:

1. Нежелание, порой доходящее до истерики, общаться с окружающими, причем иногда не важно, близкие это люди или посторонние.

2. Неумение различать родных и чужих.

3. Нежелание зрительного контакта, постоянное избегание прямого взгляда.

4. Отсутствие реакции на непосредственное обращение.

5. Неожиданные и нетипичные эмоциональные реакции на событие, например, смех при падении или трагической ситуации.

6. Горячая любовь к ритмичным движениям, покачиваниям, точной расстановке предметов, распорядку дня и прочее.

7. Сильные приступы паники, агрессии при нарушении порядка дня, перестановке игрушек, незапланированные событиях.

8. Нежелание задавать вопросы, просить, совершать самостоятельные действия.

9. Вырывается при попытке обнять, погладить, при коснуться.

Как и во многих болезнях, существует четыре степени тяжести

Первая – полная отстраненность от мира, отсутствие речевого и жестикулярного общения. Постоянное рассматривание одной точки и покачивание.

Вторая – при попадании в нестандартную или чужую среду, ребенок теряет контроль над собой и своими эмоциями. Живет в окружении множества надуманных страхов, о себе может говорить в третьем лице или фразами из телевизора.

Третья – присутствует общение и адекватное социальное поведение. Но есть трудности в ведении диалога, часто выделяется определенная область знаний или увлечений, которая поглощает все время и мысли.

Четвертая – незначительные отклонения, проявляющиеся в неуместных словах, жестах. Иногда ребенок не может сразу понять причинно – следственной связи между своими поступками и словами и реакцией окружающих. Часто таким детям ставят диагноз задержка развития и назначается некорректное лечение.

А между тем, своевременное и грамотное лечение и методы коррекции, могут упростить жизнь ребенка и его родителей и помочь больному адаптироваться в обществе и стать независимым.

1. Лечения медикаментами призвано улучшить физические и психические сопутствующие отклонения. Например, агрессивность, бессонницу гиперактивность, аллергию, торможение, зацикленность и так далее.

2. Отличные результаты дает лечение общением с животными, собаками, дельфинами, лошадьми. Так как создает замену нормальному человеческому общению, дарит хорошие эмоции, не вызывает дискомфорта и скованности.

3. В легких случаях, когда телесный контакт не приводит к тяжелым приступам паники и подавленности, полезным, хотя и не дешевым, лечением становится сеансы остеопатии, и точечного и расслабляющего массажа.

4. Более легкой для организма ребенка и полезной заменой гормонального лечения, может стать гомеопатия, подобранная специалистом

5. Процедуры электростимуляции головного мозга, могут улучшить его работу и активизировать спящие участки.

Не менее полезны сопутствующие основному лечению, программы здорового питания, построение особых диет, успокаивающих нервную систему.

Главное в лечении аутизма не опускать руки, продолжать любить своего ребенка, не погружаться в пучину самобичевания и искать свое индивидуальное лечение и своего понимающего врача.

Аутизм — признаки, диагностика, лечение

Аутизм — это нарушение развития ребенка, сопровождающееся сложностями в социальной коммуникации, часто задержкой речи и умственного развития а также расстройством сфер восприятия (вкус, запах, звук, тактильность, ощущение тела), ограниченностью интересов.

Ребенку трудно играть с другими детьми, знакомиться, подружиться. В одиночку ребенок совершает однотипные, повторяющиеся действия, которые трудно понять.

Ребенок с аутизмом может не знать о своем окружении. Он также может не реагировать на жесты, прикосновения, звуки и другие проявления социального мира. Часто с ограниченными речевыми и когнитивными навыками, ребенок развивается намного медленее по сравнению с детьми той же возрастной группы.

Симптомы аутизма

Вот некоторые из очевидных симптомов аутизма, они могут сочетаться у одного человека в разных комбинациях и с разной степенью выраженности:

    задержка развития речи или регресс речевых навыков

не смотрит в глаза

не указывает пальцем

избегает прикосновений

не играет в ролевые игры

  • непереносимость либо повышенная чувствительность к определенным запахам, фактурам, консистенции пищи, звукам
  • подолгу фокусируется на вращающихся предметах
  • Подробный список можете прочитать на странице «Ранние признаки Аутизма»

    Диагностика аутизма

    В мире есть несколько широко используемых и подтверженных результатами исследований, методик диагностики аутизма.

    Одной из наиболее точных и достоверных в диагностике аутизма признана методика ADOS

    ADOS (The Autism Diagnostic Observation Schedule) — представляет собой оценку коммуникации, социального взаимодействия и игры (или творческого использования материалов) для детей, у которых есть подозрения на аутизм или расстройство аутистического спектра. ADOS подходит для детей и взрослых с разным уровнем развития, как неречевых так и свободно владеющих речью.

    Среди других методик можно выделить следующие:

    • Опросник по аутизму у детей младшего возраста (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT)
    • Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)
    • Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist — ATEC)

    Коррекция аутизма

    Поскольку аутизм не болезнь, а нарушение развития, потому лекарств против него нет, как и «лечения». Для восстановления нормального развития ребенка применяются коррекционные методы, которых в последнее время становится все больше. К сожалению, многие из них не имеют в своей основе серьезного подкрепления научными исследованиями и позитивными результатами работы с особыми детьми. Принципиально все подходы к коррекции аутизма можно разделить на две группы:

    • поведенческие (когда ребенок с помощтю подкреплений заучивает «правильные» реакции на стимулы)
    • направленные на развитие (когда ребенок формирует собственную личность, учится вариативности поведения, гибкости, может выбирать самостоятельно, каким социально приемлемым способом реагировать на ту или иную ситуацию)

    Мы рекомендуем применять только те методы, которые имеют научную основу и экспериментальные доказательства эффективности в работе с особыми детьми. В идеале основу коррекции должны составлять развивающие методы с включением поведенческой терапии, но не поведенческие методы как самодостаточные (в цивилизованном мире от них отказались). Вот некоторые из наиболее эффективниых:

    • Флортайм (Floortime)
      • Это метод, разработанный доктором Стэнли Гринспеном более 40 лет назад. Подход основан на игре и присоединении к деятельности ребенка, когда он увлечен чем-то. Специалист работает с ребенком в той деятельности и состоянии, в котором он находится и опирается на его сильные стороны и умения, создавая теплые отношения и стимулируя социальное взаимодействие. Он бросает ребенку вызов и стимулирует идти дальше и развивать себя.
      • Во Флортайм мы пробуждаем интересы ребенка, привлекаем его к тому, чтобы общаться с нами, помогаем стать творческим, любопытным и спонтанным — все это двигает его вперед интеллектуально и эмоционально. (По мере того, как дети становятся старше, Флортайм по существу превращается в захватывающее, ретроспективное изучение идей ребенка.)
      • подробнее>>
    • Сенсорная интеграция
      • Сенсорная интеграция — терапия основанная на способности нашего мозга получать и обрабатывать сенсорную информацию, чтобы мы могли делать то, что нам нужно в нашей повседневной жизни.
      • В сенсорной интеграции мы работаем над развитием всех 8 чувств человека. Большинству известны 5 из них — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
      • Остальные 3 — проприоцепция, вестибулярное чувство и интероцепция, особенно выделяются в методике и описаны в статье 8 чувств.
      • подробнее>>
    • Нейропсихологическая коррекция
      • Нейропсихологическая коррекция – это комплекс воздействий, оптимизирующий функциональную модель работы мозга человека, что позволяет создать компенсаторные механизмы для преодоления трудностей с речью, мышлением, памятью, отставанием в учебе и пр.
      • Метод также подходит для людей, не испытывающих вышеперечисленных трудностей, для развития и усиления их способностей.
      • В занятие включаются дыхательные упражнения, глазодвигательные, растяжки, телесно ориентированные активности, а также игры на развитие высших психических функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
      • подробнее>>

    Центр развития способностей — думай быстрее, запоминай больше, учись легче

    Ранний детский аутизм: все что нужно об этом знать — причины развития, симптомы и признаки, диагностика и лечение. Советы родителям

    Аутистами могут быть как дети, так и взрослые. В данной статье речь пойдет о детском аутизме (дети с ранним детским аутизмом). В настоящее время имеется несколько объяснений феномену человеческой психики, называемому аутизмом. Поклонники той или иной версии готовы предоставить почти бесконечное множество убедительных, на их взгляд, доказательств в защиту своих предположений.

    Ранний детский аутизм

    Одни утверждают, что аутизм – это психиатрическое заболевание, и ставят его в один ряд с шизофренией и почему-то сравнивают с синдромом Дауна. Хотя между этим синдромом и аутизмом нет ничего общего. Другие убеждены, что аутизм – это никакое не заболевание, а особое психическое и отчасти физиологическое состояние, благодаря которому человек видит мир иначе и взаимодействует с миром по своим особым правилам. Третьи уверяют, что аутисты – каким-то дивом дивным оказавшиеся на Земле пришельцы из других миров.

    Другие публикации:  Стресс вред и профилактика

    На самом же деле в настоящее время доподлинно известно лишь одно. Аутизм – это врожденная особенность человеческой психики. Именно врожденная, то есть, приобрести аутические свойства в процессе жизни нельзя, с ними человек рождается. Избавиться от этих свойств невозможно: это своего рода инстинкты, данные аутистам для выживания. Ребенок-аутист вырастает в аутиста-взрослого.

    Основные отличия аутиста от обычного человека:

    1. Аутист, как может, избегает контактов с внешним миром. Он не желает общаться с людьми, а если и общается, то лишь в меру крайней необходимости. Всякое пребывание в обществе отнимает у него много энергии. Чтобы восстановиться, аутисту необходимо долгое время провести в одиночестве.
    2. У него имеется свой собственный внутренний мир, в котором он большей частью пребывает и в который никого не допускает.
    3. Аутист стремится жить по собственным, понятным только ему самому, правилам.

    Отдельно следует коснуться здесь такого вопроса, как количество аутистов в современном мире. Многие утверждают, что с каждым годом их рождается все больше. По их словам, если раньше на 10 000 нормальных детей приходилось по 2-3 малыша с аутическим отклонением, то в последние годы на тех же 10 000 нормальных детей приходится уже до 200 детей с синдромом раннего детского аутизма. На основании этих цифр возникло даже предположение, что в мире распространяется некая загадочная «аутическая эпидемия».

    Серьезные исследователи опровергают такие слухи, и никакой «аутической эпидемии» не видят. По их мнению, процент детей, рождающихся с признаками раннего аутизма, постоянно стабилен и составляет от 5 до 20 «аутят» на те же самые 10 000 обычных младенцев. Утверждения о неимоверном количестве новорожденных с аутическими признаками серьезные ученые объясняют данью вышеупомянутой моде. Ну и, конечно, страху: как известно, все неведомое человека страшит. Те, кто боится, всегда преувеличивают свои страхи.

    Причины развития детского аутизма

    Версий, гипотез и предположений о том, что такое аутизм, существует множество. Однако истинная причина того, что это на самом деле такое, до сих пор никому не известна. В настоящее время ни одно из предположений не доказано в полной мере. А поскольку это так, то версии продолжают плодиться – от более или менее научно обоснованных, до самых фантастических:

    • Аутизм передается по наследству. Плюсы этой версии: действительно, иногда в одной семье бывают аутист-папа и аутист-ребенок. Минусы: почти с такой же самой периодичностью ребенок с синдромом аутизма может родиться и в обыкновенной семье;
    • Обычно аутист – это первый ребенок в семье. Однако в последнее время доказано, что почти с такой же периодичностью аутистом может быть и второй ребенок, и третий, и даже восьмой или десятый. Никакой «железной» закономерности до настоящего времени здесь не обнаружено;
    • Мама, родившая ребенка-аутиста, во время беременности переболела каким-либо вирусным заболеванием: краснухой, корью, ветрянкой и т. д. В результате материнского заболевания мозг у плода стал развиваться неправильно, отсюда и ранний детский аутизм. Плюсы этой версии: действительно, у большинства детей-аутистов в первые годы жизни наблюдается чрезмерное развитие головного мозга, что подтверждено научными исследованиями. Минусы: в настоящее время прямая связь между материнским заболеванием и непомерным развитием мозга у ребенка не доказана;
    • Аутистом ребенок становится из-за «холодности» родителей. Иными словами, если родители не уделяют должного внимания своему ребенку и эмоционально с ним не общаются, то малыш замыкается в себе – отсюда и детский аутизм. Не так дано подобная версия была в особом почете, но затем было доказано, что аутизм – это врожденное свойство, и в настоящее время эту версию основательно подзабыли;
    • Можно также услышать гипотезу, что аутистами дети становятся из-за прививок. Эта версия также не выдерживает серьезной критики все по той же причине: аутистами не становятся, ими рождаются;
    • В последнее время все больше поклонников у гипотезы о том, что синдром аутизма – это сбой в генетике конкретного человека, когда этот человек еще находится в материнской утробе. Правда, какой именно ген «засбоил», и отчего именно этот, а не какой-то другой ген, до сих пор остается неясным;
    • О всяческих фантастических версиях феномена аутизма (типа «аутист – это человек новой расы» или «аутист – это пришелец») здесь речи не идет.

    Симптомы и признаки

    Говоря о симптомах и признаках аутизма, следует иметь в виду несколько немаловажных обстоятельств. Первое: говоря о симптомах и признаках, свойственных детям-аутистам, нужно иметь в виду, что речь идет именно об их особенностях психологического развития, но никак не об интеллектуальных способностях. Воспринимать детей-аутистов как неких дурачков – большая ошибка, не говоря уже о моральных аспектах такого восприятия. Второе: не следует считать, что симптомы, о которых здесь будет говориться, присущи всякому без исключения ребенку с аутическим спектром восприятия. Доказано, что всякий аутист (в том числе и ребенок) отличается от подобного себе в гораздо большей степени, чем отличаются друг от друга обычные люди.

    Поэтому нижеследующий перечень симптомов и признаков будет в известной мере обобщенным. Другими словами, у кого-то – тот или иной признак/симптом есть, у кого-то – отсутствует. Здесь очень многое зависит от психологического устройства самого малыша. Ну и, разумеется, от того, какие люди «аутенка» окружают и как они на него влияют. Хотя в любом случае следует иметь в виду, что все поведение ребенка направлено на то, чтобы отгородиться от внешнего мира и никого не допустить в собственный внутренний мир.

    Проявляемые аутические признаки во многом зависят от возраста ребенка. С момента рождения и до 2-летнего возраста они таковы:

    • У ребенка никак не выражается привязанность к маме. Он не улыбается, не тянет к матери руки, не беспокоится, когда ее нет;
    • При общении малыш упорно не смотрит в глаза и на материнское лицо. По образному выражению, он постоянно смотрит «сквозь» или в сторону;
    • Он никак не реагирует, когда мать берет его на руки, а если и реагирует, то криком и плачем. Очень часто маленькие «аутята» отказываются от материнской груди. Создается впечатление, что малышу лучше, когда его никто не трогает и не прикасается к нему;
    • Ребенок с ранним аутизмом не хочет играть в компании других детей, ему больше нравится играть одному. Причем, он обычно равнодушен к традиционным детским игрушкам, предпочитая в качестве игрушки какой-нибудь посторонний предмет: колесико, щепку, обрывок веревки и пр. Вообще фрагменты какого-то предмета его интересуют гораздо больше, чем предмет в целом;
    • Ребенок не указывает пальцем на заинтересовавший его предмет или человека, как это делает большинство детей;
    • Общаясь с другими людьми, он зачастую относится к ним как к предметам, то есть, не понимает отличий между человеком и предметом. Или – не считает нужным отличать одно от другого;
    • Обычно ребенок не откликается на свое имя;
    • Долгое время он может не разговаривать – иногда до 5-летнего и даже 7-летнего возраста. А если и разговаривает, то крайне редко и неохотно. Иногда произнеся несколько вполне осмысленных фраз, он опять может на долгое время замолчать (почему ребенок долго не начинает говорить);
    • Не терпит никаких изменений, и как может, противится им. Любое изменение в обстановке, в одежде, в еде может вызвать у «аутенка» страх или агрессию;
    • Плохо спит, может подолгу лежать, глядя куда-то в пространство;
    • Очень резко реагирует на некоторые внешние раздражители: шум, набор определенных звуков, яркий свет, запахи, некоторые произносимые другими людьми слова и т. д. Все это может «аутенка» сильно пугать или вызывает в нем протест вплоть до истерики;
    • Отдельным пунктом следует отметить гиперчувствительность маленького аутиста к прикосновениям. Невыносимые страдания ему могут доставить обычные, казалось бы, вещи и действия других людей: бирка или швы на одежде, слишком тесная одежда, застегнутый под горло воротничок, шарфик, холодная молния на куртке, поглаживание по голове, попытки взять за руку или поцеловать и пр. Все это способно вызвать у малыша бурный протест и даже истерику;
    • У таких детей обычно перебои с аппетитом (то он есть, то его нет). Кроме того, маленький аутист зачастую отказывается от каких-то блюд, в то время как другой еде он отдает предпочтение. Любая попытка внести разнообразие в меню вызывает испуг и резкое неприятие;
    • Интеллект ребенка аутиста может развиваться как обычно, может отставать или опережать природный график. От чего это зависит –неизвестно. Очень часто интеллект развивается односторонне: в какой-то области ребенок может добиться просто-таки феноменальных успехов, а в других областях – не знать даже элементарных вещей;
    • Перечисленные симптомы можно считать первичными сигналами для родителей. Если хотя бы треть этих признаков у ребенка регулярно наблюдается, то это уже повод для родителей задуматься о том, не является ли их дитя аутистом.

    Начиная с 2-х лет и заканчивая 11-летним возрастом, у ребенка обычно проявляются дополнительные аутические признаки:

    • Малыш может либо вообще не говорить, либо говорить крайне редко, либо постоянно произносить одно и то же слово или фразу (так называемая эхолалия);
    • Иногда ребенок может выражаться длинными и сложными фразами, не соответствующими его возрасту;
    • У аутиста часто встречается неосознание собственного «я»: он может говорить о себе в третьем лице, либо употреблять слово «ты»;
    • Почти никогда ребенок не начинает разговор первым и стремится уклониться от разговора, начатого кем-то другим;
    • Малейшее изменение в обстановке, к которой ребенок привык, вызывает в нем панику и неадекватное поведение. При этом исчезновение человека значит для него намного меньше, чем исчезновение привычного предмета;
    • У аутиста часто появляются страхи, проследить причину которых невозможно. Вместе с тем поводы для реальных страхов для него как бы не существуют;
    • У детей с аутическим отклонением особенно ярко наблюдаются такие особенности как неуклюжесть, плохая координация движений, неумение владеть своим телом (или, другими словами, слабое ощущение тела в пространстве). По этим причинам у «аутенка» имеются проблемы с мелкой моторикой, он не в состоянии научиться кататься на велосипеде и плавать, ему неподвластны даже самые элементарные гимнастические упражнения;
    • Большую часть времени малыш проводит, совершая однообразные действия: раскачивается наподобие маятника, разглядывает какой-то предмет, потряхивает кистями рук и т. д. Причем, это может происходить как днем, так и ночью;
    • Ребенок с большим трудом приобретает элементарные навыки ухода за собой. Зачастую они ему и вовсе непосильны;
    • Довольно часто дети с синдромом раннего аутизма не в состоянии освоить письмо и чтение;
    • Зато – у них могут стремительно возникнуть незаурядные способности к какому-то конкретному виду деятельности: рисованию, музыке, программированию, математике, сочинительству;
    • Маленькие аутисты обычно погружаются в собственный мир. Попытки вытащить их оттуда всегда встречают жесткое сопротивление.

    С 11-летнего возраста аутические черты окончательно формируются:

    • Все больше у ребенка проявляется тяга к уединению. Он не смотрит в глаза другим людям. В других случаях, наоборот, он может смотреть в глаза слишком пристально, подходить к другому человеку слишком близко, говорить очень громко или, наоборот, тихо;
    • Он начинает пользоваться небольшим количеством слов, из-за чего часто создается впечатление, что у «аутенка» чрезмерно бедный лексикон;
    • У ребенка вырабатывается своеобразный «аутический акцент», то есть ребенок начинает говорить с интонацией робота;
    • То же самое касается и походки: она становится неестественной, нескоординированной, зачастую – как у робота;
    • Некоторые из детей-аутистов чрезмерно активны, другие – предельно отстранены и замкнуты;
    • Завести с кем-то дружбу или построить романтические отношения ребенок-аутист обычно не в состоянии.

    Помимо перечисленных, у большинства детей-аутистов наблюдаются и другие признаки отклонения от общепринятого стандарта развития:

    • Упорное нежелание смотреть собеседнику в глаза;
    • Нежелание смеяться, когда его пытаются рассмешить и, наоборот, беспричинный смех в неподходящей ситуации;
    • Употребление жестов вместо слов;
    • Отсутствие реакции на обращенные к нему слова;
    • Неумение играть в ролевые игры и неспособность придумывать игровые сюжеты;
    • Часто ребенок-аутист не умеет говорить. Иногда – даже став взрослым;
    • Все аутисты, и дети в том числе, отличаются стереотипным поведением. Для них очень важны ритуалы: одна и та же обстановка, одна и та же еда, одни и те же маршруты. Малейшая перемена полностью дезориентирует аутиста-ребенка и почти наверняка вызовет в нем капризы, истерики и прочие формы протеста;
    • Запредельная концентрация на каком-то конкретном занятии или фрагменте чего-либо. Маленький аутист может целый день заниматься каким-либо занятием, не отвлекаясь. На попытки его отвлечь, в большинстве случаев следует реакция в виде гнева;
    • Не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

    Видео интервью: как распознать детский аутизм: основные симптомы

    Как ребенок-аутист видит мир

    Чтобы больше понять аутиста-ребенка, отдельно нужно сказать о том, как он видит окружающий мир. Понятно, что малыши вряд ли об этом могут что-либо внятно сказать. О своем видении мира больше говорят взрослые аутисты. Они утверждают, что видят окружающую действительность совсем иначе, чем большая часть людей. Причем, по их уверениям, так они видели мир всегда, с самого рождения.

    Большая часть человечества видит окружающий мир целиком. Аутисты видят все фрагментарно: вначале – одну частицу окружающей действительности, затем – третью, четвертую и так далее. Зафиксировав в уме множество частиц, люди с аутическим отклонением слагают из них цельную картинку. С точки зрения большинства людей, это сложно. Но аутисты иначе видеть не могут.

    Примерно так же они и думают. Чтобы у аутиста сформировалась мысль, ему вначале необходимо выстроить в уме картину того, о чем он думает. Чтобы выстроить картину, нужно прежде собрать ее по фрагментам. Это во многом напоминает известную игру – складывание пазлов. Однако для аутиста это не игра, а единственно возможный способ мировосприятия.

    Многие исследователи феномена аутизма сходятся во мнении, что в первую очередь именно аутическое мировосприятие и мышление объясняет поведение аутистов. Ребенок-аутист не обращает внимания на маму? Это потому, что у него в мозгу не успел сложиться зримый образ мамы. Он не слышит обращенный к нему слов? Это потому, что в его уме не выстроилась картинка, обозначающая эти слова.

    Виды и основные синдромы аутизма

    Ввиду того, что аутизм – явление чрезвычайно сложное и малоизученное, четкой квалификации его видов пока не существует. Аутизм принято подразделять на несколько подвидов, каждый из которых имеет свои характерные признаки:

    1. Синдром Каннера (назван так по имени ученого, впервые описавшего этот подвид расстройства). Это так называемый классический аутизм. Основные его признаки были описаны выше. Аутисты, подверженные данному синдрому, могут и вовсе не контактировать с миром или контактировать ограниченным способом (например, в течение всей жизни они могут не разговаривать, не уметь ходить, ухаживать за собой и т. д.).

    2 . Синдром Аспергера (назван по имени ученого, впервые классифицировавшего этот подвид). Такой синдром еще называют «высокофункциональным аутизмом», а его носителей – «аспи»:

    • У большей части «аспи» нормальный интеллект и поведение. Они могут успешно окончить школу и университет, получить профессию, завести семью;
    • Впрочем, в течение всей жизни у них, тем не менее, будут наблюдаться черты характера и поведения, типичные для аутиста: отстраненность, тяга к одиночеству, неумение построить отношения, специфичность интересов, непонимание правил и законов социального взаимодействия, предельная прямолинейность, специфические интересы и увлечения. Сюда можно добавить неумение строить карьеру и исключительную правдивость;
    • Среди «аспи» наибольшее количество гениев. Именно из них получаются выдающиеся программисты, художники, музыканты, спортсмены, писатели;
    • У «аспи» нестандартное мышление и прекрасно развита логика;
    • Характерная их особенность – неспособность на долгое время сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или мысли;
    • Аутистов с синдромом Аспергера несложно отличить по внешнему виду. Обычно у них красивые («кукольные») лица с застывшей мимикой и особенным взглядом, направленным не вовне, а как бы внутрь самих себя. При общении они не смотрят собеседнику в глаза;
    • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к дому, где проживают. К родителям у них такой привязанности нет.
    Другие публикации:  Адаптационная функция стресса

    3. Синдром Ретта. Это – самая сложная разновидность аутизма.

    Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

    • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
    • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
    • замедление роста головы после года;
    • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
    • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
    • Отставанием в умственном развитии;
    • Снижением мышечного тонуса, вплоть до полной невозможности ходить и двигать руками;
    • Потеря речи.

    Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

    4. Атипичный аутизм. В этот разряд попадают обычно те дети-аутисты, чье отклонение от нормы по каким-то признакам нельзя классифицировать как синдром Каннера или синдром Аспергера.

    Интеллект ребенка с аутизмом

    Интеллектуальные возможности детей с аутическим расстройством во многом загадка. Принято считать, что около 50% таких детей отстают в умственном развитии. Такие данные приводят американские исследователи. В отличие от России, в этой стране, равно как и в странах Западной Европы, изучению феномена аутизма уделяют серьезное внимание. Поэтому названной цифре можно доверять.

    Вместе с тем, многие исследователей эту цифру опровергают. Что означает термин «отставание в умственном развитии», спрашивают они? Если маленький аутист не способен самостоятельно одеться, но при этом рисует гениальные картины – что можно сказать в этом случае о его интеллекте? Если в фирме компьютерного гения Билла Гейтса (который, к слову, сам является аутистом), более 20% его сотрудников-программистов – такие же аутисты, как и их шеф – о каком отставании в интеллекте может идти речь? Если американские исследователи утверждают, что более 10% процентов аутистов – это гении в разных областях человеческой деятельности, тогда как среди обыкновенных людей гениев чуть больше 1% — как в этом случае можно говорить об интеллектуальном убожестве аутистов?

    Обычно гениальность аутистов проявляется еще в раннем детстве. Поэтому речь должна вестись не об отставании в интеллектуальном плане, а, видимо, в особенностях их умственного развития. Таких особенностей у них много. Одна из самых главных – это чрезмерное развитие какой-то одной части мозга за счет подавления других его частей, в результате чего аутисты и дают миру столь впечатляющее количество гениев в какой-то конкретной сфере человеческой деятельности. По мнению многих исследователей, это именно физиологическая особенность интеллекта, но никак не отставание в развитии.

    Лечить или не лечить?

    Можно ли вылечить детский аутизм – это вопрос чрезвычайно важный и сложный. Здесь все зависит от того, как расценивать аутизм – как психиатрическое заболевание, или как уникальное развитие личности. В настоящее время существует два мнения.

    1. аутизм – это психическое заболевание, и, следовательно, его необходимо лечить в психиатрических клиниках.
    2. аутизм – это именно уникальная человеческая особенность и, следовательно, психиатры здесь не нужны.

    О том, что разгадку аутизма нужно искать в области человеческой психологии, а не психиатрии, убеждены в США и странах Западной Европы. Зарубежные страны намного раньше, чем Россия, приступили к изучению данного феномена. И, соответственно, первыми пришли к выводу, что аутизм – это никакое не заболевание (тем более, психического свойства). А потому все, что надо аутисту, – помочь ему адаптироваться к этому миру, для него чуждому.

    В России же до сих пор можно во множестве встретить мнение, что аутистами (в особенности, в детском возрасте), должны заниматься именно врачи-психиатры. При этом тут же, что называется, параллельным курсом следует утверждение, что никто из медиков не имеет понятия, как именно следует лечить детей-аутистов. Во-первых, до сих пор неясно, что такое аутизм и каковы причины его возникновения. Во-вторых, сами врачи признают, что у них не существует внятных методов лечения, а тем более – лекарств.

    А потому все «лечение» хоть маленького, хоть взрослого аутиста заключается в том, что его помещают в психиатрическую клинику. Иногда – надолго. Иногда (если у него нет близких, которые могли бы о нем позаботиться) – навсегда. Здесь его лечат точно так же, как и остальных психических больных. В силу своего чрезвычайно тонкого душевного устройства большинство аутистов не выдерживают такого «лечения»: в настоящее время в России об этом говорят все чаще и громче, требуя исключить аутизм из перечня психиатрических заболеваний.

    Диагностика детского аутизма

    Даже если у ребенка имеются какие-то симптомы аутизма, выявить их до того, как малышу исполнился один год, сложно. Опытные родители, у которых более одного ребенка, могут, конечно, заметить какие-то отклонения в развитии малыша, но утверждать, что это именно аутизм, будет ошибкой. Для этого необходимо провести всестороннее и глубокое исследование. Разумеется, это могут сделать лишь специалисты.

    Основные методы, с помощью которых можно выявить признаки аутического расстройства у ребенка:

    • Тестирование со специальными вопросами;
    • УЗИ головного мозга: с помощью этой процедуры можно выявить возможные аномалии в развитии мозга ребенка;
    • ЭЭГ: данную процедуру проводят, чтобы выявить у малыша возможное нарушение умственного развития, в частности, эпилепсию. Это необходимо делать потому, что зачастую одним из признаков аутизма являются эпилептические припадки;
    • Проверка у отоларинголога: это нужно для того, чтобы определить, слышит ли ребенок нормально или задержки в его развития вызваны тугоухостью.

    Тест со специальными опросниками

    При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

    • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
    • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
    • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
    • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
    • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
    • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

    Необходимо помнить, что чем раньше малышу будет поставлен правильный диагноз, тем выше вероятность успешного лечения и реабилитации маленького аутиста.

    Чем можно помочь ребенку-аутисту

    Это – гораздо более правильный вопрос. Всякого аутиста (а в особенности, ребенка с ранним аутизмом) надо не лечить, а учить его приобретать необходимые физические и психологические навыки, дабы он мог выжить в чужом для него мире. Сейчас это ясно любому здравомыслящему человеку. Конечно, такую помощь также можно назвать лечением. Однако это все же далеко не психиатрия, это – в первую очередь именно помощь.

    В настоящее время в мире (в том числе, и в России) разработано множество методов помощи маленьким «аутятам». Такие методы призваны:

    1. Помочь маленькому аутисту сформировать умения и навыки, которые в дальнейшем ему пригодятся для установления контактов с другими людьми.
    2. Развить у него правильную речь.
    3. Помочь ему преодолеть черты, свойственные аутистам: отстранение от мира, страхи, агрессию.
    4. Научить его ролевым играм.
    5. Рассказать, как правильно устанавливать контакты с другими людьми.
    6. Научить его ухаживать за собой.
    7. Объяснить, что этот мир не так к нему враждебен, как это ребенку представляется.

    Понятно, что всем этим должны в первую очередь заниматься психологи, психотерапевты, логопеды, педагоги, но отнюдь не психиатры. Во многих случаях помочь ребенку-аутисту можно и самостоятельно, в домашних условиях. Вот некоторые рекомендации для родителей:

    • Необходимо как можно чаще повторять с ребенком одни и те же действия, чтобы выработать в нем то или иное умение и закрепить навыки;
    • Составьте для него четкий распорядок дня: так ему будет проще понимать, что именно вы от него добиваетесь. При этом вам самим надо следовать такому распорядку. Если вы нарушите распорядок, то тем самым дезориентируете ребенка;
    • Очень строго надо следить за тем, чтобы окружающая обстановка в помещении, где живет ребенок, оставалась неизменной. Всегда нужно помнить, что малейшее изменение в обстановке может вызвать у маленького аутиста растерянность, агрессию, истерику;
    • Уделяйте ребенку как можно больше времени. Попытайтесь его разговорить – даже если он не станет ничего вам отвечать;
    • Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка-аутиста. Это может привести к тому, что он замкнется в себе еще больше. С ним всегда нужно разговаривать тихо и доброжелательно;
    • Как можно чаще нужно пытаться устанавливать с ним физический контакт: гладить его, брать на руки, целовать. Тем самым вы даете малышу понять, что он вам необходим и вы его любите;
    • Если малыш не может говорить или говорит с трудом, можно общаться с ним при помощи специальных карточек с нарисованным картинками;
    • Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся. В большинстве случаев маленькие аутисты реагируют на переутомление либо уходом в себя, либо криками и гневом;
    • Поскольку у аутистов не все в порядке с координацией движений, надо регулярно выполнять с ними физические упражнения;
    • Ко всякой инициативе маленького аутиста следует относиться с должным вниманием, ни в коем случае ее не отвергая, а, наоборот, стараться довести ее до логического окончания – желательно, с помощью самого ребенка;
    • Последние исследования показали, что ребенку аутисту очень помогает общение с животными – особенно с лошадями и дельфинами. Поэтому желательно ему такое общение предоставить.

    Поведенческое лечение

    Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

    Логопедическое лечение

    Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

    Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

    У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

    Медикаментозная терапия

    К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

    Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

    Не нужно без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить ребенку.

    В некоторых случаях ребенку-аутисту бывает полезно медикаментозное лечение. Здесь крайне важно помнить, что самолечение – недопустимо и во всем нужно следовать предписаниям врачей.

    Видео: детский аутизм можно вылечить

    А, может, это не аутизм.

    Довольно часто аутизм путают с другими заболеваниями. Поэтому, обнаружив у малыша некоторые странности в поведении, не надо думать, что это именно аутизм. Это может быть:

    • Задержка психики и речи, с аутизмом никак не связанная. Задержки психоречевого развития можно успешно устранить, обратившись к врачу;
    • Ребенок просто может быть «непоседой», то есть гиперактивным. Детская гиперактивность и недостаточная внимательность не позволяет детям сконцентрироваться на учебе;
    • Малыш от рождения может плохо слышать (так называемая тугоухость). Она может быть врожденной или приобретенной. Из-за этого у малыш может плохо разговаривать и отставать в развитии;
    • У ребенка может быть шизофрения. При шизофрении малыш может говорить сам с собой, быть агрессивным или, наоборот, чрезмерно замкнутым, у него может быть нарушена координация. Многие признаки этого заболевания напоминают аутизм, поэтому их легко перепутать. Аутизм вылечить невозможно, в отличие от шизофрении.

    Поэтому не следует самостоятельно устанавливать диагноз своему малышу. Лучше для этого обратиться к специалистам.

    Советы родителям

    Тем мамам и папам, у кого ребенок-аутист, следует помнить несколько простых истин:

    1. Ваш ребенок не такой, как другие дети: он – особенный.
    2. Это не означает, что он – хуже других.
    3. Ваш ребенок видит мир совсем по-другому: прежде всего, он его боится. Поэтому главное стремление вашего малыша – укрыться от мира.
    4. Это – его врожденное стремление, таким он родился. Искоренить до конца это невозможно, но вполне можно его уменьшить и смягчить.
    5. Ваш ребенок думает и будет думать в дальнейшем совсем иначе, чем вы. Доказано, что все аутисты думают не словами, а картинками. То есть, чтобы составить о чем-то представление, им для начала нужно выстроить в уме точную картину. Это нечто вроде складывания пазлов. Для этого нужно некоторое время. Большей частью именно по этой причине существует стойкое убеждение, что аутисты отстают в интеллектуальном развитии.
    6. Ваш ребенок всегда будет аутистом. Это нельзя вылечить, можно лишь отчасти скорректировать.
    7. Неправда, что маленькому аутисту не нужна ваша ласка и ваши добрые слова. Они ему нужны так же, как и другим детям. Просто – вам необходимо приложить больше усилий к тому, чтобы ваш «аутенок» вам поверил и перестал вас воспринимать как часть враждебного для него мира.

    Чтобы помочь своему ребенку-аутисту, надо знать об аутизме как можно больше. Сейчас это никакая не проблема. На эту тему можно проконсультироваться со специалистами, почитать специальную литературу, вступить в сообщество родителей, чьи дети – аутисты. Такие сообщества можно найти в интернете. В них родители делятся опытом общения со своими «аутятами». В таком общении можно почерпнуть немало полезного.

    Детский аутизм глазами мамы

    Интервью с мамой ребенка аутиста. Практические советы. Часть 1