Поведение подростков стрессе

Стрессы у подростков

Функционирование нервной системы подростка имеет свои особенности. Повышенную возбудимость, гиперактивность, эмоциональную неустойчивость психологи объясняют сменой баланса корково-подкорковых отношений в сторону подкорковой активности в пубертатном возрасте. В результате этого происходит ослабление тормозных процессов и преобладание возбуждения.

Влияние особенностей нервной системы подростка на его психику 1

Младшие подростки нередко испытывают трудности в восприятии, аналитическом осмыслении и запоминании материала. Школьная нагрузка довольно велика, выполнение домашних заданий требует много времени. Подросток часто не умеет правильно восстанавливать свои ресурсы, не знает, как снять стресс, у него накапливается хроническая усталость, нервная система оказывается перегруженной. Некоторые родители принимают эту усталость за лень и критикуют своих детей, постоянно напоминая им о чувстве долга: «Ты должен хорошо учиться», «Ты должен получить высокие баллы на ЕГЭ», «Ты должен всё делать так, как мы тебе говорим» и т.д.

Однако когда человек слышит «Ты должен», его мотивация неизбежно снижается. Подросток не хочет находиться под непомерным для него грузом чувства долга. Для него это давление является стрессовой ситуацией.

Как укрепить нервную систему подростка?

Способы укрепления нервной системы известны:

  • полноценный сон;
  • соблюдение режима дня;
  • своевременное переключение с одного вида деятельности на другой (подростки быстро устают от однообразной, монотонной работы);
  • развлечения (но не компьютерные игры, т.к. они сильно перегружают детскую психику);
  • приёмы релаксации и саморегуляции;
  • полноценное питание, употребление продуктов, богатых витаминами группы B;
  • выезды на природу;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • приём успокоительных препаратов от стресса после консультации врача.

Как ещё можно укрепить нервную систему? Свою нервную систему можно укреплять путём избавления от негативных хронических эмоциональных состояний путем их проработки с психологом. Дело в том, что на такие состояния постоянно тратится колоссальное количество психической энергии. А именно нехватка этих ресурсов не позволяет людям быстро и успешно адаптироваться к стрессовой ситуации. 1

Стресс у подростков

Проблема становится психологической проблемой тогда, когда человек не может удовлетворить своё сильное стремление (желание, потребность). Подростки, с одной стороны, стремятся к самостоятельности, с другой стороны, ещё сильно нуждаются в поддержке, в безусловной родительской любви. В этом заключается амбивалентность подростковых переживаний.

Если родителям не хватает мудрости деликатно поддержать ребёнка в этот сложный период, если подросток часто слышит слова критики и редко слышит слова одобрения, если постоянно испытывает давление, то его гордость, его чувство собственного достоинства страдают. Эти факторы часто является причинами стресса у подростков.

Родителям важно стараться уважительно относиться к своему взрослеющему ребенку. Не стоит чрезмерно давить на подростка, но и совсем не обращать внимания на его поведение нельзя. Важно постоянно искать баланс, чтобы предотвратить возникновение стрессовых ситуаций, и не допускать тяжёлых последствий стресса у подростка. 2

Как снять стресс?

Ребёнок часто является психологическим зеркалом своих родителей. Чтобы помочь ребёнку, родителям нередко надо начать с себя. Первое, что стоит сделать – постараться понять своего ребёнка: что с ним происходит, почему он так себя ведёт, как помочь ему пройти сложный период без психологических травм.

Если человек не имеет психологических проблем, то большинство стрессовых ситуаций проходят для него безболезненно, т.к. у него есть ресурсы для быстрой адаптации. Поэтому основное внимание следует уделять профилактике психологического здоровья. В причинах психологических проблем довольно сложно разобраться, часто родителям просто не хватает знаний. Хотя в настоящее время есть множество книг по психологии, на практике не всегда удаётся самостоятельно избавиться от раздражительности, тревоги, обиды, страхов. 1

Если снять стресс самостоятельно трудно, то лучше не пускать ситуацию на самотёк, не накапливать стрессовые ситуации, а вовремя обратиться за помощью к компетентному специалисту. Когда говорят о снятии стресса, подразумевают избавление от негативных чувств и психосоматических проявлений, вызванной этими чувствами, переживаниями. Российским учёным Н.Д. Линде создан эффективный метод избавления от негативных хронических негативных состояний – эмоционально-образная терапия.

Также существуют различные препараты, помогающие снизить негативное влияние стресса. По поводу приёма любых препаратов от стресса надо консультироваться с врачом, т.к. только специалист сможет учесть индивидуальные особенности организма.

Стресс у подростков

Главная > Доклад >Психология

Министерство образования и наук РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

Выполнил: Павлов С. А.

Проверил: Юров Ю. В.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

смерть близкого человека;

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Однако, чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Другие публикации:  Лечение депрессии статьи

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на человека

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

Уважаемые родители, постарайтесь убедить своего ребёнка проще смотреть на жизнь, не зацикливаться на неудачах и временных трудностях, смело, с оптимизмом, с надеждой на лучшее идти вперёд и не отчаиваться. Тогда никакие стрессы не смогут его сломать!

Подростки: как помочь им справиться со стрессом?

Школа — источник стресса для многих детей и родителей. Подросткам сложно вдвойне: увеличение учебной нагрузки, подготовка к экзаменам совпадает с периодом гормональной перестройкой организма. Психотерапевт Мелани Гринберг рассказывает о том, что служит причиной стресса у подростков и как ему противостоять.

Подростки испытывают стресс чаще, чем взрослые. Их жизнь стремительно меняется: переход в старшие классы (или в другую школу), выбор профессии, поступление в вуз. Эти перемены часто вызывают беспокойство и неуверенность в своих силах. Нужно принимать самостоятельные решения и управлять своим временем, и с этим тоже возникают многочисленные сложности.

Источники и признаки подросткового стресса

Главные источники стресса для подростка — школьные будни и вопрос поступления в хороший вуз. Старшеклассники вынуждены проводить долгие часы за уроками и ходить к репетиторам. Только так можно успешно сдать экзамены, получить хороший аттестат и поступить на бюджетное отделение университета. В результате около половины студентов-первокурсников признаются, что испытывают продолжительный стресс, связанный с учебой.

Как понять, что ваш подросток или вы сами испытываете стресс? Вот несколько явных признаков стресса: постоянное беспокойство, панические атаки, бессонница, соматические проявления (спазмы в желудке или головная боль), социальная изоляция, замкнутость, усталость, переутомление и плохое настроение. Отметили у себя или у ребенка несколько пунктов из списка? Это повод серьезно задуматься.

Как справиться со стрессом?

Стресс как таковой — не всегда плохо: он дает нам энергию и мотивацию для работы и достижения целей. Но избыток стресса вреден для физического и психического здоровья. Именно стресс толкает некоторых подростков к употреблению наркотиков и алкоголя: это помогает им отключиться от проблем, «забыться», погасить негативные эмоции. Поэтому вам как родителю особенно важно знать стратегии, которые помогут ребенку справиться со стрессом.

1. Изменить отношение к ситуации

Научите подростка смотреть на ситуацию под разными углами. Что случится, если он не получит пятерку или не поступит в престижный вуз? Наступит конец света? Вовсе нет. Предложите ему включить воображение и представить себе худший вариант развития событий. Подросток не поступит в топовый вуз? Не страшно, другие, менее раскрученные университеты выпускают отличных специалистов. А оценки в четверти или в году (и даже в аттестате) забудутся, как только ребенок станет студентом.

Кстати, такая стратегия вовсе не означает, что нужно сидеть сложа руки: представив самые негативные сценарии, можно подумать о том, как их избежать.

2. Совершить путешествие во времени

Помогите подростку нарисовать образ счастливого будущего, когда источник стресса не будет на него влиять, а все нынешние тревоги останутся позади. Представляя будущее, мы видим источник стресса в перспективе и осознаем, что это лишь часть жизни, но не вся жизнь.

3. Принять и назвать свои негативные эмоции

Подростки, как и взрослые, часто пытаются просто избавиться от ощущения стресса. Однако исследования показывают, что избегание не дает длительного эффекта. Стресс найдет возможность снова «просочиться» в вашу жизнь и разрушить ее.

Намного эффективнее принять эмоции и чувства (беспокойство, злость, грусть) и перестать обвинять себя в том, что вы их испытываете. Проблема зачастую кроется не в самих эмоциях, и они лишь усиливаются из-за нашего негативного отношения и страха перед будущим.

Подростки, как правило, еще не умеют управлять эмоциями. Они бурно радуются и переживают незначительную неудачу как трагедию. Называя эмоции вслух, записывая мысли в дневник, проговаривая чувства, они научатся дистанцироваться от них и лучше их контролировать.

И, конечно, доверительные отношения с родителями помогут подросткам лучше справляться со стрессом и школьными нагрузками.

Мелани Гринберг (Melanie Greenberg) — психолог и психотерапевт из Калифорнии, автор книги «Стрессоустойчивый мозг» («The Stress-Proof Brain», New Harbinger Publications, 2017).

Новая школа: как влиться в коллектив

Вы переехали или просто решили перевести сына или дочь в престижную школу. Теперь им нужно заново выстраивать отношения с одноклассниками. Как стать своим в новом коллективе? И что делать, если ребенок оказался изгоем? Вот что советует Марина Архипова, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

6 подоконников в час: сколько получает психотерапевт и почему

Многие и рады бы пойти к психологу — но это дорогое удовольствие, не каждый может себе позволить. К тому же не всегда понятно, почему у одних прием стоит в разы больше, чем у других. Значит ли это, что они намного профессиональнее «дешевых» специалистов? Психотерапевт Владимир Дашевский объяснил, из чего складывается цена за прием.

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

Авторы
Вершинина Светлана Викторовна,

к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Котова Ольга Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Рябоконь Ирина Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Другие публикации:  Гомеопатические средства для лечения неврозов

Стресс. Определение
Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

Рис. 1. Проявления стресса

* В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

Симптомы стресса у детей
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

    Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

    Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

    У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

    Причины и источники стресса у детей
    Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
    К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

    У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

    Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

    Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

    Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

  • Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
    • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
    • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
    • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
    • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
    • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
  • Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
    • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
    • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
    • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.

    При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
    При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
    У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].
    Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

    Стресс. Последствия
    Стресс сам по себе очень важен для выживания.
    Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
    В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
    Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

    Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
    В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
    NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

    Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

      приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

    Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

  • универсален и отражает дезадаптацию. Встречается при различных патологических состояниях, например, при окислительном стрессе, дефиците магния, гипергомоцистеинмеии, а также позволяет объяснить коморбидность неврологических заболеваний и аффективных расстройств (например, депрессии) [11, 12].
  • Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

    У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

    Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

    Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

    Профилактика стресса у детей
    Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

    Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
    Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

    Гигиена сна

  • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
  • Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.
  • Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
  • Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.
  • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
  • Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
  • Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.
  • Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

    Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
    Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

    Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

    Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

    Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

    Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

  • 10-15 мин. разминка в легком и умеренном темпе,
  • 20-30 мин. активных нагрузок,
  • 10-15 мин. «заминка» в легком темпе.

    Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

    Здоровое питание- защита от стресса
    Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

    Другие публикации:  Начальные признаки психоза

    Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

    В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

    Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

  • беспокойство;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • усталость и даже депрессия.

    Питание и его связь с физкультурой
    До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

    Дефицит магния — причина и следствие стресса
    Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
    Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

    Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

    При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

    У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
    Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

    В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

    Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

    При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

    Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

    Их приток в клетку приводит к:

  • резкому снижению митохондриального пула Mg2+,
  • нарушениям дыхательной цепи,
  • увеличению выработки свободных радикалов,
  • разрушению клеточных мембран и внутриклеточных белковых структур и последующей гибели клетки [13,14, 15, 16, 17, 18].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
    Дефицит Mg2+ приводит к:

  • гипервозбудимости ГГНО,
  • увеличению транскрипции кортикотропин-рилизинг фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса,
  • повышению уровня АКТГ плазмы

    Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

    Другие важные функции ионов Mg2+
    Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

    1. Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
    2. Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
    3. Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
      • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
      • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
    4. При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].

    Причины дефицита магния
    Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

    Первая причина: неправильное питание
    Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

    Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

    Вторая причина: сезонные колебания
    В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

    Третья причина: стресс
    При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

    Магний – антистрессовый элемент
    Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

    Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

  • детям до 3 лет — 50-150 мг;
  • 4-6 лет — 200 мг;
  • 7-10 лет — 250 мг;
  • 11-17 лет — 300 мг.

    Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

    Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

    Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
    Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

    В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
    Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

    Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

    * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

    Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
    Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
    Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

    Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
    При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

    Заключени
    Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

    В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

    В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

    Какими бы ни были стрессы, «хорошими» или «плохими», они всегда влияют на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также определяют риск развития хронических заболеваний уже во взрослой жизни.
    В данной брошюре представлена современная лечебно-профилактическая тактика, разработанная как для помощи в лечении юных пациентов с клиническими проявлениями стресса, так и для профилактики стресса.

    Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.