Стресс среди молодежи

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ

Каждый человек в своей жизни не раз испытывал стресс. Более того испытывает его постоянно. И в этом нет ничего страшного. Стресс — является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но когда человек чувствует, что воздействие окружающей среды подвергает испытанию его адаптивные способности или превышает их, здесь уже идет речь о чрезмерной стрессовой реакции, которая оказывает пагубное воздействие на организм и сознание.

Хорошо, если человек знает, как грамотно справляться с этим состоянием и знает, что может его к нему привести. Ну, а если это подросток, который в результате особенностей своего возрасте наиболее подвержен стрессовым ситуациям? Он может не знать: почему возникает стресс, что делать и как его избежать.

Стрессы у подростков — явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма. В роли стрессогенного фактора может выступить что угодно, но бороться со стрессом можно и нужно. Психика подростка в этом возрасте становится гиперчувствительной, ее часто сравнивают с оголенными проводами, так как и то и это искрит, лишенное защиты. Обидчивость, вспыльчивость, перепады настроения становятся характерной чертой для данного возраста [1].

Наиболее распространёнными факторами, приводящими к стрессовому состоянию являются следующие:

— изменения тела, связанные с физиологическим созреванием, особенно если оно начинается несколько раньше, чем у ровесников. Бывает и так, что парень или девушка начинают резко поправляться, из-за чего они замыкаются и стесняются своего тела. Это может являться серьёзным поводом для переживаний.

— давление со стороны сверстников как моральное, так и физическое. Насилие, жестокость, деление на группировки. Это явление довольно распространено в настоящее время;

— проблемы в семье. Они могут носить различный характер: непонимание со стороны родителей, непринятие ими интересов и вкусов подростка; отдаление родителей от своего ребёнка – многие не знают, что любят и чем интересуются их дети; развод родителей;

— перемена места жительства и как следствие расставание с друзьями.

— проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте;

— неразделенная любовь. Часто первая влюбленность воспринимается как чувство на всю оставшуюся жизнь и если что-то пошло не так как хотелось бы, то это может вызвать полнейшее разочарование в любви, в себе и вообще в жизни;

— проблемы в школе. Обычные требования учителей и родителей к успеваемости почему-то начинают казаться завышенными и тоже провоцируют стресс [5].

В подростковом возрасте многие проблемы могут казаться неразрешимыми. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и найти оптимальные способы их разрешения. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности [2].

Признаки стресса у подростков довольно различные, вот некоторые из них: быстрая утомляемость, угрюмость, неконтролируемый аппетит, пристрастие к сладкому и жирному, недовольство своим внешним видом, увлечение диетами у девушек или качанием мышц у парней, открытая агрессия, злость, раздражительность, замкнутость, самоизоляция, интерес к спиртному и сигаретам, резкое падение самооценки, неуверенность в себе и т.д. [3].

Для того, чтобы постараться исключить состояние стресса у подростка есть ряд способов.

1. Нужно создать в доме атмосферу открытости и доверия. Ребёнок должен знать, что он в любое время может обратиться к родителям за помощью и советом.

2. Хорошо, если у подростка есть какое-нибудь хобби. Учеными доказано – подростки, у которых есть увлечения, реже испытывают стресс, у них меньше шансов подхватить вредные привычки. Но если ребёнок сильно устаёт, занимаясь на двух-трёх кружках, то возможно есть смысл оставить занятия в каком либо из них, из-за возможной перегрузки организма, с пользой в наиболее интересный и перспективный для дальнейшей жизни.

3. Нужно ставить под контроль время, проводимое ребёнком за компьютером. Соблюдение нормы поможет лучше высыпаться, вовремя отправляться в постель, меньше уставать. Норма сна у подростков 8-10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, хронической усталости, а от сюда раздражительности и ослабленному иммунитету.

4. Важно, чтобы в жизни подростка присутствовала оптимальная физическая нагрузка. В сочетании со сменой обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Выезды за город, пикники, экскурсии, подвижные игры, спортивные секции не только снимут стресс, но и помогут найти новых друзей [6].

5. Родителям необходимо быть для ребенка личным примером оптимизма и спокойствия. Если вы сами будете воспринимать жизненные проблемы без лишнего ажиотажа и паники, то и ваш ребёнок скопирует такое же отношение к проблемам. Учите детей с детства сохранять позитивный настрой и в каждой сложной ситуации видеть положительные моменты.

6. Нужно отмечать успехи ребёнка, хвалить его в новых достижениях.

7. Если делаете замечание ребёнку, то ругайте его поступок, а не его самого.

8. Не стоит выяснять отношения на глазах у детей. Они близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя [4].

Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности. Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Большинство указанных мер профилактики довольно действенны. Но если подросток уже испытывает стресс и предложенные варианты не помогают, то можно обратиться к школьному психологу, для достижения комплексного подхода в борьбе со стрессом.

Итак, следует отметить, что стресс среди подростков довольно частое явление и требует особого внимания со стороны родителей, так и специалистов, как образовательного учреждения (педагогов-психологов, социальных педагогов), так и специалистов психологических центров, которые готовы всегда своевременно оказать квалифицированную помощь. Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, тем более в подростковом возрасте, когда каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.

Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. — 208 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2008. — С. 51-52.

Казанская В. Подросток. Трудности взросления. 2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008

Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 2004 — 384с.

Победи свой стресс [Электронный ресурс] – «Причины стресса у подростков» http://www.netstress.ru/podrostkovyy-stress/

Здоровая Россия [Электронный ресурс] — «Как помочь подростку пережить стресс» www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/kak-pomoch-podrostku-perezhit-stress/

Студенческий научный форум — 2014
VI Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СТРЕСС В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Стресс – слово, которое широко используется, однако не все правильно понимают его смысл. Стресс – это состояние напряжения, мобилизации резервов, возникающее под влиянием чрезвычайных и интенсивных воздействий. Говоря о стрессе, обязательно надо учитывать соотношение между собственно проблемой и способностью человека с нею справиться. Событие, приводящее одного человека в состояние стресса, для другого может промелькнуть совершенно незаметно. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг воспринял сигнал из окружающей среды, начинается выработка гормонов адреналина и кортизола. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в данной ситуации, которая может быть чрезвычайна для конкретной личности. В результате происходящих в организме химических преобразований резко повышается уровень энергии и человек чувствует возбуждение и напряжение и готов к преодолению возникших трудностей или решению поставленной задачи. Стрессовая реакция приводит к следующим физиологическим изменениям в организме: усиливается потоотделение, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, повышается давление и т.д. Если стрессовая ситуация повторяется часто, тело начинает испытывать некий дискомфорт. Любая часть нашего организма в ответ на стресс может проявить себя неприятными ощущениями.

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Другие публикации:  Психологиялы? Стресс

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов. Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в меж экзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз. Что же такое невроз? Неврозами называют функциональные заболевания нервной системы, подразумевая, что при них не нарушается целостность какого-либо органа. При неврозах, как правило, нарушается согласованность деятельности некоторых систем. Страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

1.Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

2.Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.

3.Невыполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчеты по практике и т.д.

4.Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.

5.Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.

6.Конфликты со сверстниками.

7.Ббольшая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.

8.Отсутствие интереса к учебе и выбранной профессии.

9.Неудовлетворительные условия проживания и учебы.

10.Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Мы решили выяснить, в какой степени студенты нашей группы подвержены стрессу.

В нашем исследовании приняли участие 28 студентов первого курса специальности «экономическая безопасность».

Для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества использовался Тест на стрессоустойчивость.

Тест состоит из 16 вопросов и трех вариантов ответов: «да, безусловно», «да, но не очень», «нет, ни в коем случае».

К тесту прилагается «Ключ». За каждый ответ испытуемому начисляются баллы: за ответ «да, безусловно» – 3 балла, за ответ «да, но не очень» – 1 балл, за ответ «нет, ни в коем случае» – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимально возможное количество – 48 баллов.

Результаты интерпретируются следующим образом.

Более 36 баллов: « Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими».

От 13 баллов до 36 баллов: «Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них».

Менее 13 баллов: «Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов».

64 % студентов получили результаты от 13 баллов до 36 баллов. Это говорит о том, что они относятся к наиболее распространённой группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Остальные 36 % студентов (в их числе оказались только мальчики) принадлежат к группе достаточно спокойных людей, мало подверженных стрессу.

Как помочь студенту справиться со стрессом?

Нужно научиться правильно, распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.

Также надо приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание, а потом идти гулять или общаться с друзьями.

Необходимо совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе, спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы. Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время. Искать положительные моменты в любой ситуации.

Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание. Активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресс все-таки можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Надо стремиться к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.

Один из самых простых способов уменьшить стресс – это просто снизить темп жизни.

Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные – хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.

Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!

Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.

Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.

Даже непродолжительное общение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.

Не следует переедать перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.

Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период. Однако кофе лучше не пить натощак, предварительно следует хотя бы немного поесть. Вредно и большое количество кофе: достаточно маленькой чашечки, которая будет действовать не менее 3-4 часов.

Известно, что многие отличники имеют ряд проблем со здоровьем, так школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.

Можно заняться и аутотренингом. Сядьте удобно или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.

Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд — напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.

Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:

— зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;

— глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;

— жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;

— пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;

— улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;

— пропойте свое настроение строчкой из песни, наиболее его отражающей;

— а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!

А главное надо понимать, что экзамены — путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания ученика, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности!

Другие публикации:  Лечение заикания казань

1.Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии.

Причины стресса у современных подростков

Не напрасно многие родители с опаской ожидают, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В этот период юные парни и девушки особенно ранимы. Случается, что срывы происходят по малейшему поводу, нервы постоянно напряжены, а управление собственными эмоциями и поведением становится невозможным. Малейшее недопонимание, пустяковая проблемка – и подросток превращается в вулкан, испепеляющий на своем пути и родителей, и учителей, и одноклассников. Каковы причины стресса у современных подростков? Как исправить ситуацию? Давайте разбираться.

Причины стресса у детей в подростковом возрасте настолько разнообразны, что перечислить их все невозможно. Затаенная или открытая обида, серьезные неприятности, критические ситуации (и реальные, и надуманные), проявленное по отношению к подростку насилие в любой его форме – все это в подростковом возрасте может вызвать стресс. Если взрослый человек со зрелой нервной системой это переживает спокойно, то у ребенка появляется внутренняя паника или депрессия, вызывающие психологические травмы.

С двенадцатилетнего возраста организм ребенка учится справляться с бурей гормонов, что зачастую проявляется психологическими страданиями и даже физическим недомоганием. Родители подростка обязаны научить его контролировать эмоции, управлять ними, что гарантирует формирование целостной и гармоничной личности.

Если выделить наиболее частые причины подросткового стресса, то они будут, скорее всего, такими:

  • недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
  • ситуация в семье (ссоры, насилие, смерть близкого человека, развод, драки, алкоголизм);
  • отношения с одноклассниками и учителями (соперничество, завышенные требования, смена школы, неуспеваемость, отсутствие друзей);
  • влюбленность (как ответная, так и безответная);
  • опасные увлечения (приобщение к различным субкультурам, наркотики, алкоголь).

Продолжительное пребывание в подобном психологическом состоянии для подростка чревато серьезными проблемами, поэтому родители должны знать, как снять стресс у ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

Следует принимать меры, если вы обнаружили у ребенка следующие симптомы стресса:

  • хроническое недосыпание, усталость, повышение и снижение аппетита, сонливость, апатия;
  • отдаление от родителей, друзей, замкнутость;
  • резкая смена настроения;
  • падение самооценки;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам;
  • чрезмерное увлечение похудением.

Не секрет, что продолжительный стресс часто бывает причиной ухудшения физического здоровья. От стресса у ребенка даже температура может повышаться! Ученые доказали, что взрослый человек, который в подростковом возрасте длительное время пребывал в подобном состоянии, чаще болеет, а его иммунитет значительно ослаблен. Что уж говорить об ухудшении психического здоровья? Подросток не может думать ни о чем, кроме своей проблемы, постоянно ищет выход. Хорошо, если он будет найден, ведь в последнее время случаи суицида в среде подростков перестали быть редкостью.

Борьба со стрессом и его профилактика

Пусть ребенок считает себя в возрасте 12-15 лет взрослым, но родительское внимание ему просто необходимо! Важно создать в семье доверительные и теплые отношения в дружеском формате, ведь для ребенка в этом возрасте «дружеский» совет часто значит больше, чем «родительский». Конечно, доверие, предоставление свободы и возможности самостоятельного принятия решений – это риск, но без этого полноценного человека воспитать невозможно!

Лучшая профилактика стресса у детей – любовь, внимание, понимание, забота, доверительные отношения. Подросток, который уверен в том, что близкие в любой ситуации поддержат, не отвернутся, помогут, защищен от стресса надежным щитом под названием «семья»!

Стресс среди молодежи

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, — подростковую депрессию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % — страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % — более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Другие публикации:  Очень худые девушки анорексия

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростков. Часто люди, которые проводили много времени с друзьями, начинают большую часть своего времени проводить в одиночестве. Они не могут поделиться своими чувствами с другими, считая, что они одиноки в этом мире, никто не хочет их выслушать, не заботится о них.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья