Типы личности по устойчивости к стрессу

Содержание статьи:

Четыре типа стрессоустойчивости

Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый и так далее. Этот список качеств идеального кандидата хорошо известен как соискателям, так и работодателям. Перечисленные характеристики содержат практически все CV. Но ведь в данные слова каждый соискатель вкладывает свой смысл — в зависимости от функциональных обязанностей конкретной должности.

Заполнение раздела «Личные качества» в резюме вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Но такие особенности, как аккуратность, стрессоустойчивость, креативность, упоминаемые практически в каждом CV, уже набили оскомину работодателям. Чем руководствуются соискатели, указывая подобный «стандарт-набор»? Придают ли ему значение рекрутеры, и какое? Ведь всем понятно, что вряд ли человек, ищущий работу, признается работодателю, что испытывает трудности, например, с умением держать себя в руках. Напротив, большинство соискателей в числе личных характеристик непременно укажут такое качество, как стрессоустойчивость.

Что такое стресс и стрессоустойчивость?

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью.

Например, шум в call-центре, суета в торговом зале, ненормированный рабочий день, постоянное общение с большим количеством заказчиков – все это стрессовые ситуации.

Каждый соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря таким образом сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель. Но эйчар не может читать между строк! По статистике, на обработку одного резюме у него в среднем уходит порядка 5 секунд. Если раздел «Личные качества» представляет собой перечень «модных» характеристик, подсмотренных в чужих резюме, не обижайтесь, что рекрутер не придаст им в лучшем случае никакого значения. Вместо того чтобы указывать в CV абстрактное понятие «стрессоустойчивость», менеджеры по подбору персонала рекомендуют отмечать конкретные достижения и примеры, прямо или косвенно свидетельствующие о том, что кандидат обладает способностью достойно выходить из стрессовых ситуаций. Тем более что в каждой профессии существуют свои виды нервных напряжений.

Результаты опроса менеджеров на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами кадрового центра ЮНИТИ , показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*. Однако, если в резюме вы все-таки сделали акцент на своей устойчивости к стрессам, следовательно, вы тем самым показали, что готовы трудиться в подобных условиях, не снижая эффективности трудовой деятельности в течение длительного времени.

Типы стрессоустойчивости

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

  • стрессонеустойчивые;
  • стрессотренируемые;
  • стрессотормозные;
  • стрессоустойчивые.

Павел Цыпин , HR-директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard :

«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Определить, к какой из четырех групп относится соискатель, на основе одного резюме невозможно. Для правильной диагностики необходима встреча с кандидатом, то есть собеседование. Совсем необязательно, что оно будет стрессовым, но и такую возможность исключать нельзя. И если уж вы заявили в резюме такое качество, как стрессоустойчивость, вы должны быть морально готовы к тому, что рекрутер захочет проверить его наличие, используя метод стрессового интервью.

Стрессовое интервью

Стрессовое интервью является, наверное, одним из самых спорных методов оценки претендентов на вакансии в арсенале эйчаров. Большинство рекрутеров придерживаются мнения, что применять его следует только в исключительных случаях, когда стрессоустойчивость является действительно одним из определяющих требований к кандидатам на вакантную позицию.

«Большинство стрессовых собеседований направлено на выявление поведения человека, сталкивающегося с нестандартными ситуациями в общении, проверку скорости реакции, творческих навыков, степени воспитанности, терпения, – полагает Анна Лузина , менеджер отдела персонала компании. – Потенциальные „жертвы“ стресс-интервью – это кандидаты, претендующие на позиции, связанные с работой с людьми – менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу, продавцы-консультанты, операторы call-центров, секретари на ресепшн».

Проводя стрессовое интервью, рекрутер обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее и каким образом ориентируетесь в некомфортных для вас условиях. Самые распространенные приемы:

  • задержка на некоторое время начала собеседования;
  • вопросы о недостатках соискателя;
  • вопрос о причинах увольнения с прошлых мест работы;
  • интерес к личной жизни кандидата.

Однако важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и вы оцениваете свое будущее место работы. Так, читательница «Энциклопедии карьеры» Мария Ветрова поделилась своим опытом прохождения стресс-интервью: «Пришла на собеседование с директором компании. Меня просили подождать, потому что он задерживался. Примерно через пять минут после запланированного начала встречи пришла секретарь и сказала, что директор уже освободился, сейчас покурит и придет. Еще через 15 минут она сообщила, что сама очень удивлена его отсутствием и что директор вот уже скоро, наверное, придет. Он опоздал на 45 минут. Я с улыбкой сказала, что на эту встречу я отвела ровно час, поэтому у нас осталось 15 минут. А через 15 минут действительно извинилась и ушла».

Если поведение интервьюера является, с вашей точки зрения, недопустимым, вы имеете полное право сказать своему оппоненту, что такие принципы построения беседы противоречат вашим убеждениям и вы не желаете продолжать общение в подобной атмосфере. Кстати, Марии Ветровой в вышеописанном случае предложение о работе поступило.

Типы личности по устойчивости к стрессу

Типы личности по характеру мотивации

Тип личности по отношению к источнику контроля

Типы индивидуального темперамента

Существующие подходы к описанию личности

Тема 4. Личность и организация

Раздел 2. Индивидуальное и групповое поведение

Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей, имеющая физиологическую основу в определенном типе высшей нервной деятельности. Темперамент составляет основу развития характера человека, накладывая определенный отпечаток на его проявления.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических свойств человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

A). Типологические подходыВыделяют характерные черты людей, управляющие их поведением, и на этой основе классифицируют личности по тем или иным признакам.

Человек с внешним источником (локусом) контроля – считает, что все его действия управляются другими людьми; с внутренним источником (локусом) контроля – полагает, что сам контролирует свои действия (он ценит независимость, хорошо адаптируется к стрессам, активен и увлечен работой).

§ Человек с преобладанием мотивации достижения успеха

§ Человек с преобладанием мотивации избегания неудачи

§ Тип А – эмоционально неустойчивые люди. Они целеустремленны и честолюбивы, ответственно относятся к порученному делу, всегда активны и готовы интенсивно трудиться, работая «на износ», стараются делать все как можно быстрее. Таким людям свойственно стремление к конкуренции и максимализм во всем, что вызывает нетерпимость, жесткость и раздражительность, создает проблемы в отношениях с окружающими. Представители этой группы не выносят однообразия, часто меняют род занятий, живя на грани возможностей.

§ Тип В – люди противоположного склада, живут более спокойно и размеренно, предпочитая внутренний комфорт стремлению к успеху. Они легче переносят неблагоприятные условия и менее склонны к стрессу.

176.212.160.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Исследование устойчивости к эмоциональному стрессу студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Зёлко Александра Сергеевна

В статье дается определение понятию « стресс », раскрывается классификация поведенческих типов личности, описано исследование и отражаются результаты по выявлению типа поведенческой активности студентов, обучающихся по гуманитарному направлению.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Зёлко Александра Сергеевна,

THE RESEARCH OF THE EMOTIONAL STRESS RESISTANCE OF HUMANITIES STUDENTS

This article defines the concept of «stress», reveals behavioral classification of personality types, describes the research and the results to identify the type of behavioral activity of students enrolled in the humanities field.

Текст научной работы на тему «Исследование устойчивости к эмоциональному стрессу студентов-гуманитариев»

УДК 378.4 Зёлко Александра Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СТРЕССУ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Zelko Alexandra Sergeevna,

candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the chair of pedagogy and educational technologies of the Higher school of pedagogy Baltic Federal University

of Immanuel Kant [email protected]

THE RESEARCH OF THE EMOTIONAL STRESS RESISTANCE OF HUMANITIES

в статье дается определение понятию «стресс», раскрывается классификация поведенческих типов личности, описано исследование и отражаются результаты по выявлению типа поведенческой активности студентов, обучающихся по гуманитарному направлению.

This article defines the concept of «stress», reveals behavioral classification of personality types, describes the research and the results to identify the type of behavioral activity of students enrolled in the humanities field.

Ключевые слова: стресс, высшая школа, студенты- Keywords: stress, high school, humanities students гуманитарии.

Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулируют развитие стресса. Особенно это проявляется в настоящее время, когда наша страна находится на стадии политического и социального реформирования.

Другие публикации:  Муж в депрессии как себя вести

Мощное воздействие стресс-факторов современной жизни вызывает защитную реакцию с целью сохранения целостного организма. В ряде случаев испытываемые трудности достигают такой степени, что возникает реальная угроза возникновения у человека состояний дезадаптации и появления психогенно обусловленных расстройств.

Одним из факторов, способствующих возникновению негативных последствий стресса, повышению риска психосоматических заболеваний является так называемый тип поведения А. Около 40 лет назад американскими кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом была высказана гипотеза о существовании поведенческого типа личности, названного ими типом А, носители которого во много раз более предрасположены к серьезным заболеваниям. Под типом А подразумеваются поведенческие черты личности, которой присуща длительная борьба за достижение цели при сопротивлении со стороны В отличие от типа А, лица типа Б в своей приспособительной реакции зачастую уходят от решения возникающих проблем.

Развитие личности студента в вузе — это диалектический процесс создания предпосылок к изменению, возникновения и разрешения противоречий. У студентов вузов наблюдается противоречие между стремлением овладеть профессией, успешно закончить обучение и переживаниями, вызываемыми объемом задач и сложностью обязанностей, то есть противоречие между отношением к цели деятельности и отношением к ее процессу. Степень осознания этих противоречий может быть различной, а иногда противоречия вообще не осознаются. Осознание противоречий в свете общественно значимых целей и профессиональных требований — предпосылка такого разрешения студентами противоречий, которое способствует восходящему развитию их личности как будущих профессионалов [1]. В противном случае противоречия могут привести к возникновению эмоционального стресса.

Под стрессом мы, вслед за В.А. Бодровым, понимаем «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)» [2; 21].

Для изучения устойчивости студентов к эмоциональному стрессу была использована методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка, основанная на классическом варианте опросника Дженкинса и применяемая для диагностики выраженности поведения типа А [3]. Это типологический личностный опросник, предназначенный для диагностики типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности.

В зависимости от общей суммы набранных баллов испытуемый может быть отнесен к тому или иному типу поведенческой активности.

Авторами-разработчиками теста выделены следующие 5 типов:

1. Выраженная поведенческая активности Типа А. Гиперактивная, сверхэнергичная, нетерпеливая, импульсивная личность.

2. Тенденция к поведенческой активности типа — А (условно — тип А1). Энергичная, стремящаяся к соревновательности, без амбициозности и агрессивности, с повышенной деловой активностью личность.

3. Промежуточный (переходный) тип личностной активности — тип АБ. Сбалансированная, с неявной склонностью к доминированию, уверенная, эмоционально-стабильная личность.

4. Тенденция к поведенческой активности типа — Б (условно — Б1). Рациональная, осторожная, неторопливая, с умеренной активностью личность.

5. Выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б. Неуверенная, сомневающаяся, избегающая ответственности, пассивная личность.

В исследовании принимали участие студенты-бакалавры Высшей школы педагогики. Экспериментальная выборка являлась гетерогенной по половому составу, средний возраст испытуемых 19,5 лет.

Анализ полученных результатов и рассмотрение тенденций, характерных для исследуемой выборки показал, что в целом, для студентов характерно преобладание типа поведения АБ (66%), при котором демонстрируется промежуточный тип поведения в стрессовой ситуации. Этот тип поведения отличает активная и целенаправленная деловитость, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом, разносторонность интересов. Студенты типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности. Возможно, это связано со спецификой выбранной студента-ми-испытуемыми будущей профессией.

Несколько менее распространен тип поведения Б1 — 26% испытуемых. Отличительными признаками его является приспособительная реакция ухода от решения возникающих проблем. Отсутствие честолюбивых устремлений, повышенной увлеченности работой, ощущения нехватки времени, умение чередовать работу и отдых приводят к ограничению влияния на таких студентов отрицательных факторов современной жизни. После испытанного нервноэмоционального напряжения такие ребята стремятся наиболее полно восстановить свои силы, прибегая к полноценному отдыху. Другим важным механизмом психологической защиты лиц поведенческого типа Б является то, что эти лица хорошо соизмеряют свои жизненные устремления и имеющиеся у них для этого возможности. Поэтому у таких студентов не возникают ситуации, когда различные потребности, перерастающие в мотивацию, не могут быть удовлетворены из-за недостатка физических и психических ресурсов.

Только у 8% студентов был диагностирован тип поведения А1. Это менее выраженный тип поведенческой активности, способной стать фактором риска психосоматических заболеваний. Для этих испытуемых характерны повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность, чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях, стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности.

В заключение отметим, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. При этом он должен ожидать больших различий между затратами на удовлетворение требований и последствиями их удовлетворения или неудовлетворения [4].

Таким образом, стресс возникает только тогда, когда студент оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме. Не все факторы современной жизни влияют лишь на лиц поведенческого типа А и не влияют на других людей. Здесь важную роль играют механизмы приспособления личности к условиям внешней среды. Студенты, не имеющие типа А (тип Б), в своей приспособительной реакции зачастую уходят от решения возникающих проблем. Их менее выраженная жизненная активность служит для них своеобразной защитной реакцией от чрезмерного нервно-психического напряжения. Наибольший режим благоприятствования для людей типа А в современном обществе дается им ценой хронического психоэмоционального напряжения. Предположительно стиль поведения формируется в более широком контексте и определяется не столько внешними условиями или половой принадлежностью, сколько личностными особенностями, типом воспитания в семье, особенностями мотивации деятельности.

1. Мычко Е.И., Зёлко А.С. Роль педагогической поддержки в развитии личности студентов высшего учебного заведения // Вестник БФУ им. И. Канта. Вып. 4: Сер. Педагогические и психологические науки. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2011.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.

3. http://psylist.net/praktikum/00070.htm [дата обращения 06.04.2014]

4. Зёлко А.С. К вопросу о возникновении экзаменационного стресса // Актуальные проблемы формирования личности курсанта: Материалы XXIV межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава «Совершенствование образовательных технологий». Научно-методический сборник № 24. Калининград: КПИ ФСБ России, 2008. 196 с.

Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, кандидат психологических наук Суворова, Наталья Владимировна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Суворова, Наталья Владимировна

ГЛАВА 1. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Современное состояние проблемы стресса.

1.2. Виды стресса и их влияние на деятельность человека.

1.3. Устойчивость к психическому стрессу и ее детерминанты.

1.4. Проблемы метаиндивидуальности в психологии.

1.5. Специфические особенности и психологическая характеристика деятельности руководителя тушения пожаров.

1.7. Постановка проблемы, задачи исследования.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2.1. Организация исследования.

2.2. Методики исследования стрессоустойчивости .

2.3. Методики оценки функциональных резервов ЦНС.

2.4. Методика исследования свойств личности.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1. Результаты исследования стрессоустойчивости начальников караулов и их обсуждение.

3.2. Результаты исследования метавлияния устойчивости к психическому Ш стрессу руководителя тушения пожаров и их обсуждение.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров»

Актуальность исследования. Экстремальный характер труда руководителя тушения пожаров ( РТП ) очевиден и требует наличие особых психологических качеств. Именно начальник караула несет ответственность за моральное состояние, организацию службы, боевую и социально-гуманистическую дисциплину, физическую подготовку подчиненных. Он обязан поддерживать в постоянной готовности личный состав к ведению боевых действий в экстремальных условиях по ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Специфическая деятельность сотрудников пожарной охраны в экстремальных условиях сопряжена с риском для жизни и большой эмоциональностью. Экстремальные условия работы РТП чаще всего проявляются в непрерывном нервно- психическом напряжении, вызываемом систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, шуме, задымленности и т.д.), в постоянной угрозе жизни и здоровью (обрушение горящих конструкций, взрывы газов и паров), а также в эмоциональных и стрессовых расстройствах (раненные и обожженные люди, гибель людей, увечья людей в результате паники и т.д.). Таким образом, стрессогенными факторами являются: режим постоянного ожидания экстремальной ситуации и то, что РТП часто становится свидетелем невосполнимых людских, материальных и моральных потерь. Следовательно, труд пожарных теснейшим образом связан с возникновением стресса, а устойчивость к психическому стрессу является одним из профессионально значимых качеств.

Анализ соответствующей литературы показывает, что многие вопросы психологии пожарного дела до сих пор остаются недостаточно разработанными. Следует отметить, что существенные шаги в раскрытии мотивационной сферы, морально-психологических качеств, профессиональной успешности сотрудников пожарной охраны сделаны М.И Марьиным (1995, 1998); И.Н. Ефановым , М.Н. Поляковым (1998);

С.И.Ловчан, Е.В. Бобриневым (1995). Начало исследований эффективности деятельности пожарных в зависимости индивидуально — психологических особенностей личности связано с именами А.П. Самонова , Б.А. Вяткина (1975). Не смотря на имеющийся интерес к проблеме стрессоустойчивости в условиях тушения пожаров, ликвидации стихийных бедствий и катастроф, она до сих пор остается недостаточно изученной и разработанной. В связи с этим исследование устойчивости к психическому стрессу у РТП, ее источников и форм влияния на сотрудников ГПС МЧС является важной и актуальной научно — исследовательской задачей.

Цель исследования — теоретическое и эмпирическое изучение устойчивости к психическому стрессу РТП и ее метаиндивидуального влияния на их подчиненных с позиций теории интегральной индивидуальности человека.

Объект исследования — начальники караулов Государственной противопожарной службы МЧС России по Пермской области с различной степенью выраженности устойчивости к психическому стрессу и их подчиненные.

Предмет исследования — устойчивость к психическому стрессу РТП как их метаиндивидуальная характеристика.

Гипотеза исследования. Устойчивость к психическому стрессу является метаиндивидуальной характеристикой РТП, т.е. может оказывать влияние на особенности личности и поведения их подчиненных. Это влияние определяется степенью выраженности ее высокой устойчивостью к психическому стрессу или стресс неустойчивостью.

В соответствии с гипотезой были сформулированы следующие задачи исследование:

1. На основе анализа литературы выявить различные направления и подходы к исследованию стрессоустойчивости субъектов деятельности в экстремальных условиях.

2. Эмпирически выявить две группы начальников караулов ГПС

МЧС России по Пермской области с полярным проявление стрессоустойчивости (более стрессоустойчивых и менее стрессоустойчивых).

3. Эмпирически выявить особенности личности и ее структуры РТП в зависимости от степени их устойчивости к психическому стрессу.

4. Эмпирически выявить особенности метаиндивидуального ^ влияния устойчивости к психическому стрессу РТП на личность и поведение их подчиненных.

5. Разработать практические рекомендации по профессиональному отбору кандидатов на должности начальников караулов и оптимизации их деятельности с учетом устойчивости к психическому стрессу.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые с позиции теории интегральной индивидуальности впервые изучается ^ стрессоустойчивость и ее метаиндивидуальные проявления у сотрудников противопожарной службы МЧС России.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные результаты расширяют существующие представления о психологических механизмах возникновения психического стресса и его влияния на деятельность в экстремальных условиях и углубляют знания о природе феномена « метаиндивидуальности », обогащая тем самым учения об интегральной индивидуальности человека.

Практическое значение работы заключается в том, что на основе результатов исследования может быть дополнена существующая система психологического отбора и подготовки РТП. Результаты исследования могут быть использованы в управлении становления стрессоустойчивости у пожарных с целью гармонизации процесса адаптации сотрудников МЧС к службе и более полной реализации их индивидуальных возможностей в процессе профессионального развития.

Методологической и теоретической основой исследования явились основные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн ); принцип системного подхода к изучению психических явлений (Б.Ф. Ломов ); принцип развития (Л.С.Выготский). Специальной теоретической основой работы явились положения учения об интегральной индивидуальности человека (В. С. Мерлин , Б.А. Вяткин), а также научно-теоретические и методические основы психологической подготовки пожарных (А.П. Самонов ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Устойчивость к психическому стрессу начальников караулов ГПС МЧС России — это целостное, многоуровневое образование, направленное на успешность деятельности и оптимальную сбалансированность их интегральной индивидуальности в экстремальных условиях.

2. Устойчивость к психическому стрессу у руководителей тушения пожаров является их метаиндивидуальной характеристикой, так как оказывает воздействие на личность и поведение подчиненных.

Другие публикации:  Лучшая клиника неврозов в россии

3. Метаиндивидуальное влияние стрессоустойчивости руководителей тушения пожаров на подчиненных определяется степенью ее выраженности (более высокой или более низкой)

4. Высокая устойчивость к психическому стрессу РТП ГПС МЧС способствует формированию таких качеств подчиненных, которые будут оказывать положительное воздействие на успешность их деятельности в решении оперативно-служебных задач по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.

5. Низкая устойчивость к психическому стрессу РТП не способствует развитию у подчиненных качеств необходимых для эффективности деятельности в экстремальных условиях.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии ГОУ ]ВПО «Пермский государственный педагогический университет. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на ежегодных семинарах практических психологов системы МЧС России по Пермской области (г.Пермь, 2002, 2003, 2004, 2005), региональных научно — практических конференциях: «XVIII и XIX Мерлинские чтения» (г. Пермь 2003, 2004), редакционных коллегиях журналов « Пожарное дело » (г. Москва), « Спасатель » (г. Пермь), на Всероссийской научно- практической конференции психологов: МЧС России (г. Москва, 2006г.). По материалам диссертации в печати опубликовано четырр работы.

Результаты исследования используются в служебной психологической подготовке специалистов пожарной охраны, в проведении методических семинаров психологов, а также применяются при подборе кандидатов на службу и психофизиологической аттестации сотрудников на статус « Спасатель ».

I. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Суворова, Наталья Владимировна

1. Устойчивость к психическому стрессу руководителей тушения пожаров является профессионально важным качеством, т.е.степень ее выраженности (больше — меньше) определяет особенности их личности и ее структуру.

2. Более устойчивые к психическому стрессу РТП отличаются: доминированием сдерживающих качеств личности, а именно некоторой социальной отчужденностью, сдержанностью, скромностью, ответственностью, надежностью для важной работы. Менее устойчивые к психическому стрессу РТП отличаются: социабельностью , разговорчивостью, недостатком самоконтроля, раскованностью, импульсивностью , спонтанностью.

3. Устойчивость к психическому стрессу у руководителей тушения пожаров является их метаиндивидуальной характеристикой, поскольку оказывает воздействие на личность и поведение подчиненных.

4. Разная степень выраженности устойчивости к психическому стрессу РТП определяет его различное метаиндивидуальное влияние на подчиненных.

5. Различный характер метаиндивидуальго влияния проявляется в том, что подчиненные более стрессоустойчивых командиров отличаются: озабоченностью, серьезностью, ответственностью, более внимательным отношением к людям, добросовестностью в решении служебных задач, аккуратностью в делах, практичностью. Подчиненные менее устойчивых руководителей тушения пожаров отличаются: беспечностью, небрежностью, низким самоконтролем, снисходительным отношением к себе, непрактичностью, экстравертированностью , эмоциональной лабильностью, склонностью к нарочито мужскому стилю поведения, доминантности .

6. В ситуации стресса подчиненных более устойчивого к стрессу РТП отличает поведение, ориентированное на выполнение боевой задачи. В режиме тревожного ожидания преобладают стенические черты, умеренная активность. Подчиненные менее устойчивого к психическому стрессу РТП в экстремальных ситуациях отличаются повышенной, часто не целенаправленной активностью, импульсивностью, большей самостоятельностью в решениях.

7. Поскольку имеет место тенденция к негативному влиянию низкой устойчивости к стрессу РТП на профессиональную успешность и поведение подчиненных в экстремальных ситуациях, этот факт необходимо учитывать при профессиональном отборе и подборе на должности начальников караулов.

8. Поскольку, имеет место различное влияние устойчивости к психическому стрессу руководителей тушения пожаров на личностные особенности подчиненных психологическая подготовка пожарных отдельных караулов должна отличаться с учетом индивидуальности их командира.

Теоретический анализ подходов к изучению стрессоустойчивости , а также проведенное эмпирическое исследование позволили существенно расширить существующее представление о психологических механизмах возникновения психического стресса и его влияния на деятельность в экстремальных условиях.

Таким образом, в результате проведенного исследования, выдвинутые гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сформулировать несколько практических рекомендаций, направленных, во-первых, на дополнение существующей системы психологического отбора и подготовки РТП. Во-вторых, на гармонизацию процесса адаптации сотрудников МЧС к службе и более полной реализации их индивидуальных возможностей в процессе профессионального развития.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сделать ряд практических рекомендаций для психологов подразделений МЧС:

1 необходимо дополнить существующую систему психологического обеспечения, отбора и расстановки кадров, выделяя устойчивость к стрессу как основное профессионально значимое качество;

2 при психологическом обеспечении отбора и расстановки кадров необходимо: оценивать характер и уровень развития стрессоустойчивости специалистов МЧС в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Давать рекомендации по расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и с учетом полученных в исследовании данных.

3 для осуществления профотбора целесообразно использовать методики, примененные в настоящем исследовании, а именно опросник стрессоустойчивости Вяткина — Субботина;

4 учитывать полученные данные в организации системы профессионально психологической подготовки;

5 в процессе ‘ психопрофилактики стрессов и психологической реабилитации личного состава особое место отводить консультированию руководителей тушения пожаров с учетом их устойчивости к психическому стрессу;

6 при отправке сотрудников в служебные командировки в зоны ЧС проводить индивидуальное психологическое обследование кандидатов с целью выявления не только мотивации поездки, но и уровня стрессоустойчивости, способности работать в группе, на основе полученных данных.

7 участвовать в мероприятиях по аттестации, переаттестации сотрудников МЧС.

8 проводить психологический анализ источников и состава резерва руководящих кадров, определяет уровень развития профессиональных компетенций и управленческих навыков резервистов, уровня устойчивости к психическому стрессу.

9 при психопрофилактике стрессов, психокоррекции и психологической реабилитации личного состава необходимо: оценивать уровень накопления стрессовых нарушений у специалистов МЧС в ходе периодических (мониторинговых) психологических исследований;

10 осуществлять профилактику развития неблагоприятных психологических последствий у специалистов МЧС, связанных с профессиональной деятельностью.

11 проводить мероприятия по экстренной и плановой психологической реабилитации сотрудников МЧС.

12 оказывать психологическую помощь сотрудникам, нуждающимся в снятии психоэмоционального напряжения;

13 по возвращении специалистов из служебных командировок в зоны ЧС (совместно с медицинской службой) проводить психодиагностические обследования с целью выявления острых стрессовых расстройств, профилактики постстрессового синдрома.

14 в ходе проведения профессионально-психологической подготовки личного состава психологу рекомендуется: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологического обучения личного состава, поддержания необходимого уровня профессионально-важных качеств с учетом особенностей выявленных в данном исследовании;

15 разрабатывать учебно-методические материалы по коррекции стрессоустойчивости, обучать личный состав методам психосаморегуляции, при проведении аутогенных тренировок подбирать индивидуальные формулировки текстов самовнушения с учетом результатов исследования;

16 проводить занятия с сотрудниками ( тренинги , практические занятия, лекции, семинары), направленные на формирование у них психологических качеств, отвечающих требованиям деятельности по линии служб, устойчивости к профессиональным стресс факторам;

17 анализировать эффективность системы профессионально-психологической подготовки личного состава, вносить руководству рекомендации и предложения по ее совершенствованию;

18 организовывать и проводить занятия с руководящим составом по управлению психикой в экстремальных условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Суворова, Наталья Владимировна, 2006 год

1. Аболин, JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека./ Аболин Л.М, Казань: Изд-воКазГУ, 1987.

2. Авдеев , В.В, Психотехнология решения проблемных ситуаций 2 т./ Авдеев В.В. 5-е изд., перераб. М.: ТООИХЦ «Иероглиф», 1997. Т. 3.685 с.

3. Адлер, А., Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

4. Айвазян, С.А., Енюков, КС., Мешалкин, Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных./ Адлер А., М.: Финансы и статистика, 1983.

5. Ананьев , Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1./ Ананьев Б.Г., М.: Педагогика, 1980.232 с.

6. Анциферова, JI.K, Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

7. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов. М., 1996.-320 с.

8. Баевский , Р.М- Прогнозирование состояний на грани нормы и патологий./Баевский P.M., М; Медицина, 1979.295 с.

9. Бажин , Е.Ф., Голынкина, Е.А., Эткинд, A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля / Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M., //Психол. Журн.-1984. Т. 5. № 3. С. 154-162.

10. Баранов , A.A. Стрессоустойчивость и мастерство педагога./ Баранов A.A., Ижевск: Изд-во УдГУ, 1997.114с.

11. Баранов , А. А., Фефилов, A.B. Дифференциальная психология личности: Учебное пособие./ Баранов А. А., Фефилов A.B., Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.67 с.

12. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы./ Бодров В.А М.:Ин-т психологии РАН , 1995.136 с.

13. Бодров , В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов./ Бодров В.А., М,2000.3 52 с.

14. Бодров , В.А., Орлов, В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. / Бодров В.А., Орлов В.Я., М.: Ин-т психологии РАН, 1998.288 с.

15. Борисова , Б.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. / Борисова Б.М.,Л., 1957.

16. Варданян , Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости/ Варданян Б.Х., //Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.Д983.С. 542-543.

17. Васильев , В.Н. Здоровье и стресс., / Васильев В.Н., М.: Знание, 1991.160 с.

18. Василюк , Ф.Ё. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. / Василюк Ф.Е. М., 3 984.200 с.

19. Воронин, В.Н., Князев, В.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989.

20. Выготский , U.C. Развития высших психических функций./ Выготский Л.С. М.: АПНРСФСР, 1960.598 с.

21. Выготский, JI.C, Собр.соч.:в 6 Т. / Выготский JI.C. М.:Педагогика, 1983. Т.З: Проблемы развития психики. 368 с.

22. Вяткин, Б. А. Влияние психологического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности/ Вяткин Б.А Дис. .док. психол наук-м. гос. пед.ун-т.- Пермь, 1980.

23. Вяткин, Б.А. Метаиндивидуальности и ее проявление у учителей начальных классов / Вяткин Б.А // Вопр. психол. 2001. №3 С.70-78.

24. Вяткин, Б.А. Соревновательный стресс и индивидуально психологические особенности спортсменов/ Вяткин Б.А // Темперамент и спорт. Пермь, 1972.360 с.

25. Вяткин, Б.А. Темперамент , стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Вяткин Б.А // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.480 с.

26. Вяткин, Б.А. • Метаиндивидуальность учителя/ Вяткин Б.А // Образование и наука.- Екатеринбург.- 1999. №1- с. 185-193.

27. Вяткин, Б.А, Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека/ Б.А. Вяткин Перм. гос.пед.ун-т,- Пермь, 2000.-179с.

28. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях./ Б.А. Вяткин М., 1981.

29. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности./ Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 37-55.

30. Вяткин, Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности./ Б.А. Вяткин // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73-83.

31. Вяткин, Б.А. Основные пути и направления дальнейшего развития учения об интегральной индивидуальности человека ./ Б.А. Вяткин // VIII Мерлинские чтения: Тез. докл. расшир. конф. каф. психол. ПГПУ . Пермь, 1993. С. 3-5.

32. Вяткин, Б.А. Системная организация индивидуальности человека./ Б.А. Вяткин // Природа психического: Тез. докл. Республ. теор. конф. Пермь, 1994. С. 63-66.

33. Вяткин, Б.А. Метаиндивидуальность учителя и индивидуальность учащихся./ Б.А. Вяткин // Индивидуальность в современном мире: Материалы междунар. Научно-практ. конф. Смоленск, 1995. С. 18-19.

34. Вяткин, Б.А., Дорфман, Л.Я. О системном анализе психическихсостояний новые исследования в психологии. М., 1987. № 1-2.

35. Вяткин, Б.А., Хрусталева, Т.М. Специальные способности вструктуре индивидуальности учителя / Б.А Вяткин, Л.Я. Дорфман //

36. Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 73-81.

37. Вяткин, Б.А., Щукин , М.Р. Основные итоги и перспективы развития учения В.С.Мерлина об интегральной индивидуальности человека / Б.А Вяткин, М.Р. Щукин. // Вестник пермского гос. Педагог.ун-та. Серия « Психология » 1995.3 1.С.З-15.

38. Вяткин , Б.А., Силина, Е.А. B.C. Мерлин : ученый и педагог/ Б.А. Вяткин, Е.А. Силина . //Вопросы психологии, 1998. 31. С. 90-94.

39. Вяткин, Б.А., Щукин , М.Р. Диссертационному совету по психологии в ПГПУ -10 лет / Б.А Вяткин, М.Р. Щукин. // Вестник ПГПУ. 2001. №1. С. 14-19.

40. Ганзен , В.А., Юрченко, В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В.А. Гашен , В.Н. Юрченко. //Психические состояния: Межвуз. сб. ст. Л., 1981. С. 3-23.

41. Генковска, В.М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивосги личности в стрессовых ситуациях:/ В.М. Генковска Автореф. дис. канд. психол. наук, Киев, 1990.18 с.

42. Гителъмахер, Р.Б. Социально-психологические особенности отношения исполнителей к руководителю/ Р.Б. Гительмахер // Вопросы психологии. 1994. — № 4 — с.28-34.

43. Гремлинг , С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом./ С Гремлинг., С. Ауэрбах, СПб.: тер, 2002.240с.

44. Гргшак, Л.П., Резервы человеческой психики, /Л.П Гримак М., 1989.

45. Гришина, Н.В. Психология конфликта./ Н.В Гришина СПб.: Питер, 2000.464 с.

46. Додонов, Б. А. Эмоции как ценность,/ Б.А. Додонов М.,1982

47. Денисенко, А.Г. Метаиндивидкальное проявление агрессивности у военнослужащих:/ А.Г Денисенко Дис. канд. психол. наук. Перм., 2004г. 143 с.

48. Денисов, В.А. Сравнительный анализ операторской деятельности и ее срывов / В.А. Денисов. // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв.ред. Б.Ф. Ломов , Ю.М. Забродин. М., 1985. С. 3962.

49. Деркач , А. А. Состояние напряженности в педагогической практике студентов и пути их регулирования / А. А. Деркач // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.

50. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России/ Методические рекомендации: Изд. 2-е М.:2000-255с.

51. Дикая, Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л.Г Дикая. //Принцип системности в психологическихисследованиях: Сб. науч. ст. 1990. С. 103104.

Другие публикации:  Симптомы аутизм википедия

52. Дорфман, Л.Я. Метаиндивидуальный мир. / Л.Я .Дорфман., М., 1993.456с.

53. Дубов, И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся Афтореф. Дис. .канд. психол. наук.:/И.Г. Дубов М., 1985.19с.

54. Дьяченко , М.И., Кандыбович, Л.А., Иономаренко, В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект./ М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А. Иономаренко. Минск, 1985.-205 с.

55. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. Псков, 1994.

56. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2000. -500 с.

57. Ерастов, Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда / Н.П. Ерастов // Психологические проблемы рациональной деятельности. Ярославль, 1976.-С. 3-11.

58. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Дис. канд. психол. наук. / Л.И. Ермолаева М., 1993.109 с.

59. Журавкова, М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно- психического напряжения в педагогической деятельности: Автореф. дис.канц. психол. наук./ М.В. Журавкова Л.: ЛГУ1995.21с

60. Зилъберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //Очерки психологии труда оператора./ П.Б. Зильберман М.: Наука, 1974. С. 138172.

61. Иванихина, И.В. Конфликтные ситуации в подразделениях государственной противопожарной службы и разработка методов их анализа/ И.В. Иванихина / Сб. науч. тр. М: ВНИИПО , 1995.- с.230-235.

62. Изюмова, С.А., Аминев , Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системычеловека/ С.А Изюмова, H.A. Аминев // Вопросы психологии. 1978. №5. С. 128-133.

63. Ильин, E.JI. Дифференциальная психофизиология/ E.JI Ильин. СПб.; Питер, 2001.512с.

64. Ильин, ЕЛ. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема/ E.JI Ильин //Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 35-42.

65. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / E.JI Ильин СПб.: Питер, 2001.752 с.

66. Интегральная индивидуалоьность человека и ее развитие /Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. 328с.

67. Исмагилова, А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование/ А.Г Исмагилова. Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2003.272с.

68. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка/А.Г Исмагилова. //Мир психологии. 2002. №1 (29). С. 85-201.

69. Каменская , В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта; Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей./Каменская В.Г. СПб., 1999.144 с.

70. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса. / JI.A. Китаев-Смык М., 1983.536 с.

71. Кокс, X., Стресс / X. Кокс. М.: Медицина, 1981.352 с.

72. Коржова, Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения/ Е.Ю. Коржова //Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. С. 75-88.

73. Коротаев, A.A. Влияние эмоционального стресса на трудовую деятельность в зависимости от типологических свойств нервной системы/ A.A. Коротаев // Проблемы Экспериментальной психологии личности. Пермь, 3986. Вып. 5.420 с.

74. Корнилова, T.B. Диагностика мотивации и готовности к риску. / Т.В. Корнилова М.: Изд-во « Институт психологии РАН », 1997. — с.232.

75. Круглова , Н.В. Толерантность: генезис и типология: Дис.канд.филос. наук/Круглова Н.В.-СПбГУ, 1998.127 с.

76. Куликов, JI.B. Личностный фактор в преодолении стресса/ Л.В. Куликов //Актуальные проблемы психологической теории и практики/Под ред. A.A. Крылова. СП6ГУД995.

77. Куликов Л.В. Психические состояния: Учебное пособие/ Л.В. Куликов -СПб.:ЛГОУ, 1999.88 с.

78. Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1.4.1. СПб.: Изд-воСПбГУ, 1995,С. 123-132.

79. Лазарус , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования/ Р. Лазарус.//Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178-208.

80. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях./ В.И Лебедев. -М., 1989.303 с.

81. Левитов, Н.Д. Проблема психических состояний/ Н.Д Левитов //Вопросы психологии. 195 5. №3.

82. Леонгард, К. Акцентуированные личности./ Леонгард К. Киев: Вища школа, 1981.

83. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека./А.Б. Леонова. -М., 1984.199 с.

84. Леонтьев, А.Н., Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев -М., 1975.304 с.

85. Либин , A.B., Либин, В.В. Интегральные параметры взаимодействия человек-среда/ А.В, Либин , В.В. Либин // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, 1995.

86. Либина , Е.В., Либин, A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями/ Е.В. Либина , А.В Либин. //Стиль человека: психологический анализ/Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.С. 190-204.

87. Ловчан , С.И., Бобринев, Е.В. Анализ экспертных оценок профессиональной успешности в психологическом отборе пожарных / С.И. Ловчан , Е.В. Бобринев // Пожарная безопасность 95: Материалы ХШ Всероссийской науч. — практ. конф. — М.:ВНИИПО, 1995.- с.90-93.

88. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. Б.Ф. Ломов М, 1984.444 с.

89. Макаревич, P.A. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р.А Макаревич. // Психология учителя: Тезисы докладов к VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1989.

90. Марголина, ТИ. Крнфликтность как метаиндивидуальнаяхарактеристика учителя: Дис.канд. психол. наук., / ТИ. Марголина1. Пермь, 1996.157с.

91. Марищук, В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляциячеловека в условиях стресса./ В.Л Марищук., В.И Евдокимов.,- С.Пб, 2001г.-с259.

92. Марьин, М.И., Мешалкин, Е.А. Медико-психологические проблемы профессиональной деятельности пожарных/ М.И Марьи., Е.А Мешалкин,-М. ВНИИПО МВД РФ, 1997.- с.523-524.

93. Марьин , М.И., Ловчан, С.И., Бобринев, E.B. Метод экспертной оценки профессиональной успешности пожарных/ М.И. Марьин, С.И. Ловчан , Е.В. Бобринев М, ВНИИПО МВД РФ, 1997 — с.185-191.

94. Махнач , A.B. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности/ A.B. Махнач //Психологический журнал. 1995.Т. 16.№3.C.35-43,

95. Махнач , A.B., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / A.B. Махнач, Ю.В. //Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 130-133.

96. Медведев, В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях/ В.И. Медведев //Экологическая физиология человека. Адаптация человека тс экстремальным условиям среды. М., 1979. С. 66-67.

97. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов./ В.И. Медведев М., 1982.104 с.

98. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика./ Ф.З. Меерсон -М.: Наука, 1981.276 с.

99. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности./ В.С Мерлин.-М., 1996.- с. 254

100. Мерлин, B.C. Структура личности: Характер, способности, самосознание./ В.С Мерлин Пермь, 1990.- с.110

101. Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия // Понятия,принципы, категории. Л., 1975. С. 139-146.

102. Милъман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности/ В.Э. Милъман. //Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.480 с.

103. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности; Учебное пособие. / В.М Минияров -Самара, 1997.120 с.

104. Митина, JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие для практических психологов./ Л.М. Митина М., 1992. 59 с.

105. Мясищев , В.Н. Личность и неврозы. / В.Н. Мясищев Л.: Медицина, 1960.

106. Мясищев , В.Н. Психология отношений / Мясищев В.Н. / Под ред. A.A. Бодалева.М.,1995.356 с.

107. Наенко , Н.И. Психическая напряженность./ Н.И. Наенко. М., 1976.112с.

108. Небылицын , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий./ В.Д. Небылицын М., 1976.336 с,

109. Немчин , Т.А. Пути и средства управления нервно-психическим напряжением//Психология и управление. / Немчин Т.А. -Л., 1979. С. 134138.

110. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения./ Т.А. Немчин Л.: ЛГУ ,1983.167 с.

111. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. / Г.С. Никифоров Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.192 с.

112. Норакидзе , В.Г. Типы характера и фиксированная установка. / В.Г Норакидзе Тбилиси, 1966.191 с.

113. Общая психодиагностика /Под ред. A.A. Бодалева . М.: Изд-во МГУ,1987.221с.

114. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел /метод. Пособие. -М. ГУК МВД России, 2003 .-154с.

115. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД.-М.: МВД РФ НИЦПМО , 1997.- 344с.

116. Основные методы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации/Метод, пособие Пермь 2003 264с

117. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС /Метод. Пособие. М., ВНИИПО МВД РФ, 1998.-117с.

118. Оя , СМ. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей разных видов спорта / Оя С.М. // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М.: ФиС, 1969. С. 64-67.

119. Платонов , К.К., Марищук, B.JI. Военная инженерная психология/ К.К. Платонов, B.JI Марищук М., 1970.286 с.I

120. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. A.B. Брушлинский , М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М. : Академический проект, 2000.

121. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС

122. МВД России/ Метод. Пособие.- М.,ВНИИПО МВД РФ, 1998.-114с.•

123. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе./ А.О. Прохоров Казань, 1991.167 с.

124. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции./ А.О. Прохоров Казань, 1994.

125. Прохоров, А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности./ А.О. Прохоров. Самара, 1991.113с.

126. Платонов, К.К. О системе в психологии / К.К. Платонов. М. : Мысль, 1972.-216 с.

127. Психофизиологическое освидетельствование при аттестации специалистов службы медицины катастроф: Пособие для врачей. М.: ВЦМК « Защита » 2000. 58с.

128. Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты/ Метод, пособие М.2000.-247с.

129. Психологическая типология: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок . Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.592 с.

130. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас,К.В. Сельченок . Минск: Харвест, 1999.480 с.

131. Реан, A.A. К проблеме социальной адаптации личности / A.A. Реан // Вестник СПб Г’У: Серия экономики, философии, психологии, права. 1995. №3. С. 74-79.

132. Рейковский , Я. Экспериментальная психология эмоций./Я. Рейковский М.: Прогресс, 1979.392 с.

133. Рогачевский, Л.А. Эмоции и преступления./Jl.A. Рогачевский Л., 1984.

134. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн -М.: Учпедгиз, 1946.704 с.

135. Рудестам , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:теория и практика. / К. М. Рудестам Прогресс, 1993.368 с.

136. Рукавишников , A.A. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла : рук. по использованию / A.A. Рукавишников, М.В. Соколова . СПб. : ИМАТОН, 1995.-89 с.

137. Самонов, А.П. К вопросу психологии риска / А.П. Самонов // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. 4.2. М., 1983. С. 311-314.

138. Самонов, А.П. Психология для пожарных: Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях./ А.П. Самонов Пермь, 1999.600 с.

139. Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье М., 1979.

140. Собчик , JI.H. Введение в психологию индивидуальности/ JI.H. Собчик -М.:ИПП-ИСП, 2000.-512с.

141. Сосновикова , Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика./ Ю.Е Сосновикова. Горький, 1975.118 с.

142. Стреляу , Я. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной4системы / Я. Стреляу, А. Краевски // Психофизиологические вопросы становления профессионала. -М., 1974.-С. 176-186.

143. Судаков , К.В., Дашкевич, О.В., Костюшина, И. А. Системный анализ эмоциональных реакций/ К.В. Судаков, О.В. Дашкевич , И. А. Костюшина //Физиология человека. 1975.Т. 1.2. С. 283-295.

144. Теплое, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. 536 с.147. Судаков,проблема выживания человечества:

145. Тихомирова, КВ. Профессиональная диагностика: подход на основе совместной оценки типов индивидуальности и типов профессий / И.В. Тихомирова // Психол. диагностика. 2004. — № 2.

146. Трошихин , В. А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В.А. Трошихин, С.И. Молдавская , Н.В. Кольченко. Киев, 1*978.

147. Туровская , З.Г., Бережковская, Е.Л., Александровская, Э.М. Индивидуальный стиль работы и психофизиологические особенности операторов химического производства/ З.Г. Туровская, E.JI. Бережковская, Э.М. Александровская // Вопросы психологии. 1972. № 5.

148. Фейнгерберг, K.M. Мозг. Психика. Здоровье. / И.М. Фейнгерберг -. М.: Наука, 1972.

149. Халик, A.B. Влияние различных источников стресса,г. на кинестеническую чувствительность спортсменов в зависимости от силы нервнойсистемы Темперамент и спорт. /A.B. Халик Пермь, 1972.314 с.

150. Цагарелли , Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности / Ю.А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 1977.-С. 156-162.

151. Цзен , Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотехнические игры в спорте./ Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов М., 1985.160с

152. Человек Производство — Управление; Психологический словарь-справочник руководителя /Под ред. A.A. Крылова и В.П. Сочивко . Д.: Лениздат, 1982.174

153. Черникова, О.Л. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям /O.JI. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1967. С. 3-13.

154. Чеснокова, И.И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии/ И.И. Чеснокова //Психология личности и образ жизни, M., 1987.С. 19-23.

155. Чшмаритян, С.С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты: Автореф. дис. канд. психол. наук. / С.С Чшмаритян Ереван, 1990.14 с.

156. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. М. : Наука, 1992. — 184 с.

157. Швырев, B.C. .Теоретическое и эмпирическое в научном познании/ В.С.Швырев М.,1978. С. 320.

158. Штерн , В. Дифференциальная психология и ее методические основы./ Штерн В. М.: Наука, 1998.

159. Щукин, М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения./ М.Р Щукин -;М., 1990.

160. Щукин, М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия ее формирования: Автореф. дис докт. психол. наук. /М.Р Щукин Новосибирск, 1994. ,

161. Эшби, У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения./ У.Р. Эшби М., 1962.398 с.

162. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э.Г. Юдин. М., 1978.-391 с.

163. Ярошевский, М.Г. История психологии./М.Г. Ярошевский М., 1985.

164. Arnold, M. Stress and emotion / M. Arnold // Psychological stress. 1967. № 4. Appleton-Century-Crotts. P. 123-140.