Заикание детское

Детское заикание – причины и методы лечения

Многие родители с ужасом сталкиваются с проблемой заикания у своих детей, ведь каждый двадцатый малыш в мире страдает от этого речевого расстройства. Осведомлённость мамы о том, что такое заикание, каковы причины его возникновения и методики лечения помогут вашему малышу быстрее овладеть правильной речью и легко выражать свои мысли.

Вопреки распространённому мнению родители не имеют никакого отношения к тому, что ребёнок заикается (кроме тех случаев, когда малыш живёт в неблагополучной семье и постоянно подвергается психологическому давлению). Детское заикание не является серьёзной патологией и в большинстве случаев малыш перерастает его. Когда ребёнок начинает осознавать, что мысли можно превращать в слова, он начинает долгий путь проб и ошибок, причем на начальных этапах развития речи ошибки встречаются очень часто. Малыш может несколько раз повторить какое-то слово или часть предложения, пока не сообразит, как выразить свои мысли правильно.

Такая манера речи у маленьких детей не нуждается в каком-либо лечении и проходит довольно быстро. А для того, чтобы ускорить этот процесс, маме достаточно будет контролировать себя и никогда не торопить ребёнка, не переспрашивать и не акцентировать своё внимание на ошибках в речи малыша, так как это может привести к тому, что ребёнок начнёт чувствовать какую-то неполноценность, будет нервничать и проблема может усугубиться.

Многие родители совершают ошибку, начиная усиленно помогать своему чаду осваивать речь – заставляют постоянно повторять определённые слова и предложения, быстро читать, декламировать стихотворения, а также ругать и наказывать ребёнка за допущенные при разговоре ошибки. В большинстве случаев это приводит к тому, что малыш начинает бояться разговаривать и заикание становиться более выраженным – преткновение на первых буквах какого-либо слова (д-д-дай, го-в-в-ворить) или возникновение мышечных спазмов в области щёк или челюсти.

На сегодняшний день так и не установлена точная причина детского заикания. В некоторых случаях это могут быть какие-либо стрессовые события в жизни ребёнка, слабость речевого аппарата, родовые травмы, поражения мозга вследствие некоторых детских заболеваний, застенчивость и неуверенность в себе. Наличие заикания у ребёнка не имеет ничего общего с умственной отсталостью или интеллектом.

Домашняя терапия для заикающегося ребёнка

Для того, чтобы помочь ребёнку быстрее справиться с заиканием и при этом не навредить ему, терапевты рекомендуют домашнюю терапию, которую с лёгкостью может провести любая мама. Для начала позаботьтесь о нормальном эмоциональном состоянии своего ребёнка, вы должны убедить его, что он всё делает правильно и обязательно научится хорошо разговаривать.

  1. Старайтесь разговаривать с ребёнком медленно, чётко выговаривая все слова. Каждый малыш подражает манере речи своих родителей, но ваш темп разговора может быть слишком быстрым для него, из-за чего малыш может начать “проглатывать” слова и заикаться.
  2. Не указывайте ребёнку на его ошибки и не торопите его, просто спокойно повторите слово или предложение так, как оно должно звучать. Никогда не повышайте голос при этом.
  3. Никогда не прерывайте ребёнка на полуслове и не договаривайте за него то, что у малыша сказать не получается. Также не позволяйте этого делать другим членам вашей семьи. Если у вас есть старший ребёнок, то нужно провести с ним беседу и объяснить ему, что у его маленького братика или сестрички есть некоторые трудности в разговоре и смеяться над этим нельзя.
  4. Ежедневно выделяйте какое-то время для спокойного разговора “по-душам” с вашим малышом. В уютной домашней обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно и расслабленно, обнимите его и обсудите с ним его день, какие-либо события, прочитанные сказки и т.д. Такая ежедневная разговорная практика поможет ребёнку перестать нервничать во время разговора и сделает его речь более уверенной.

Большинство медиков рекомендуют такого рода домашнюю терапию для заикающихся детей до трёх четырёх лет. Если заикание не проходит, то целесообразным будет обратиться к профессиональному логопеду.

Для родителей так же рекомендуем ознакомиться с Памяткой для родителей, у которых ребенок начал заикаться

Vsem zdrasti.Moyemu sinu 4 goda on toje nachal zaikatsa,Po nachalu ya rastroilas,posle pohodov po vracham ya zaponikovala,oni niche delat ne hotyat,posilayut drug k drujke,a tolku net.Potom ya zasela v Internete i nashla kuchu raznih statey,no odna iz nih mne ochen pomogla,ya stala delat vse to chto tam napisano i rezultat est,u sinishki rech uludshilas na 50%.Hochu podelitsa s vami etoy statyey,Day bog i vam pomojet.JELAYU SKOREYSHEGO VIZDOROVLENIYA VASHIH DETISHEK.
Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно – двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. – до ощутимой усталости, но не до изнемождения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте – ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов, тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, элемент соревновательности минимальный.

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком – необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым . И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь.Учитесь, прежде чем что-то сказать, выдерживать паузу. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени – « вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь эксперементировать.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.
Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластелин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать – замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий – построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.
Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».
Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.
Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательны й для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир, с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.
Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.
Играя в одиночестве, ребенок оречевляет свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Другие публикации:  Все пошло не так психоз

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Детское заикание: причины и способы лечения

Процесс обучения ребенка речи – это длительный труд, который начинается с самого детства малыша. Все родители с нетерпением ждут того дня, когда ребенок скажет свое первое слово. Но случается, что детскую речь может существенно исказить такой дефект, как заикание. Как вести себя, если ты заметишь, что твой малыш заикается?

Первые слова

С самого своего рождения малыш слышит голос мамы. И это уже первые его шаги к становления собственного речевого аппарата. Осознанная речь начинается всегда со слушания и понимания того, что говорят другие. Придерживаясь одной методики обучения, ты вполне можешь рассчитывать услышать первые слова от малыша уже в возрасте до полутора года. А в два годика ребенок вполне может формулировать короткие фразы. Если ты слышишь, что малыш говорить неправильно, лучше сразу исправить его, чтобы он не запоминал превратное произношение.

Как появляется заикание

Вместе с развитием разговорной речи развивается и речевое поведение. То есть, кроме того, чтобы научить ребенка говорить, нужно еще и привить ему элементарное умение пользоваться своей речью. То есть, не перебивать других говорящих, включаться в разговор и поддерживать тему. Усвоение этих норм поведения зависит от индивидуальных особенностей малыша, его характера и темперамента. Однако недостаток родительского внимания в этом вопросе может повлечь за собой возникновение такого дефекта, как заикание.

Чаще всего заикание появляется у детей в возрасте до 4 лет. Именно в это время малыш проходит стадию формирования фразовой речи. Причины заикания специалисты объясняют тем, что ребенку трудно понимать речь окружающих, особенно, если употребляются значения в переносном смысле. Непонимание смысла речи влечет за собой неумение сформулировать свои мысли, и, как следствии, проблемы в общении со сверстниками.

Формы выражения заикания

Детское заикание может иметь разные формы выражения. Чаще всего можно встретить заикание в виде преобладания в речи вставных слов и неуместных звуков («нууу», «э», «ну так» и т.д.). также заикание может проявляться в виде повторения звуков или слогов в словах (ма-ма-машина, д-д-д-дядя). Если ты замечаешь в речи малыша такие признаки заикания, то стоит сразу насторожиться.

Лечение заикания

Чтобы заикание не приобрело постоянный характер, нужно приступить к его лечению сразу же. Ограничь общение ребенка с другими людьми, перестаньте на время ходить в людные и шумные места. Другими словами: дайте малышу тишины. Если малыш сам пойдет на контакт, то отвечай ему, но старайся говорить только о том, что происходит в данный момент, произнося четко и понятно каждое слово. Немного позже можно будет поиграть с ребенком в игру «Закончи предложение».

Меры, которые ты можешь принять самостоятельно, могут избавить малыша от долгих лет лечения в будущем. Если же ты видишь, что самостоятельно не справляешься – обратись за помощью к специалисту.

Тема: Детское заикание. Нужна помощь.

Опции темы

Девочки, подскажите пожалуйста.
У племянницы дочь 3г 4 мес. Сейчас стало понятно что заикаится. До этого мама ребенка не поняла , а при врачах заикания не было.
Первые слоги повторяет. Заикается с момента разговора предложениями, то есть примерно с 2х лет.
Я чуть чуть поискала инфу ( времени нет у самой маленький ребенок капризуля :-)), и правильно поняла что нужны ограничения в общении, тишина, телевизор и планшет убрать и прочее. Там где они живут еще двоедетей и родственники, создать более спокоцнуюю обстановку трудно. То есть это значит , что с таким заиканием не справиться?

И еще вопрос, насколько реально полностью избавиться от этого?
Сейчас даже похуже стало, особенно после новых эмоций. то есть положительные эмоции тоже надо сокращать.

Физио назначена, массаж назначен, что еще кроме шепота и тишины можно сделать?
Вит в, глицин, пантокальцин, кинденорм, персен-это назначенные препараты.
И еще вопрос, а ест такие сады, принимающие такихдеток с соблюдением таких условий?

Я тему просмотрела наискось, и понялачто вродебы санатории есть такие?
Извините, если сумбурно написано, деть под боком отбирает комп.

Заикание у детей

С незапамятных времен врачи изучают причины заикания и ищут эффективные способы лечения. Многие из них думали, что заикание возникает из-за неправильного строения органов речевого аппарата. Впоследствии врачи убедились, что у заикающихся людей никаких нарушений нет.

Что же такое заикание? Это нарушение темпа, ритма и плавности речи, когда плавная речь прерывается непроизвольными задержками, а иногда и вынужденным повторением отдельных слогов или звуков. Задержки и повторения возникают из-за сокращения мышц речевого аппарата, которое возникает в дыхательном (легкие), голосовом (голосовые складки) и артикуляционном (губы, язык) отделах речевого аппарата. Вдыхание во время сокращения мышц дыхательного аппарата напоминает икоту – отсюда и происходит название заболевания “заикание”. Заикание, по сути, является отклонением высшей нервной деятельности от нормы. У детей, страдающих заиканием, наблюдаются периоды, когда заикание исчезает само собой либо под влиянием лечения, а иногда возобновляется. Это говорит о том, что заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Заикание чаще всего впервые отмечается у детей в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в 2-5 лет, очень редко в раннем школьном возрасте и еще реже у подростков.

Заикание может возникнуть у ребенка от сильного испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом и грубом отношении к ребенку: угрозы, наказания, постоянные окрики. Возможно развитие нарушения после перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых слишком много читают им, обращаясь с постоянными просьбами повторить прочтенное, или заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией.

Заикание может возникнуть и у тех детей, которые в течение длительного времени общались с детьми-заиками, это связано с подражанием.

В период развития речи неправильно сказанное слово повторяется ребенком, и это в свою очередь приводит к формированию у него неправильной речи. Ведь сам процесс формирования речи в большой степени связан с копированием речи окружающих.

Необходимо учитывать, что ребенок еще недостаточно приспособлен к окружающему миру и иногда реагирует на сложную ситуацию возбужденно или начинает нервничать.

Заикание отражается на поведении и характере ребенка: он становится боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым, неохотно общается со сверстниками. Для детей, страдающих заиканием, большое значение имеет мнение окружающих; они остро переживают свой порок и, стесняясь своего заикания, уклоняются от разговора и общения.

По мере того, как организм созревает и укрепляется, нервная система детей, страдающих заиканием, стабилизируется. И поэтому подобных нарушений речи после 25-летнего возраста почти не встречается, встретить заику пожилого возраста – редкость. Взрослый заика осознает причину своего заикания и самостоятельно, путем настойчивой работы над собой, исправляет свой порок.

Другие публикации:  Проблемы взаимоотношений мужчин и женщин

Древнегреческий оратор Демосфен, страдавший заиканием, избавился от этого дефекта, работая над собой, и приобрел славу великого оратора. Русский актер Певцов также избавился от заикания, работая над своей речью.

В лечении заикания принимают участие психотерапевт, невролог и логопед. Лечение сводится к устранению неправильного произношения слов, выработке навыков правильной речи и преодолению страхов, при этом пытаются достичь свободной, плавной, слитной, координированной речи. Для успешного лечения необходима спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Лечение заикания у детей дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше, чтобы, поступая в школу, они хорошо разговаривали. Но стоит отметить, что лечить заикание никогда не поздно.

Занятия с детьми, страдающими заиканием, проводят индивидуально и в группе, что улучшает общий эмоциональный фон.

Вполне понятно, что дети, пришедшие на лечение, накопили в себе неуверенность, поэтому необходима психотерапия, чтобы ребенок повысил собственную самооценку и выработал внутри себя стойкую установку на успех.

Кроме того, не стоит забывать, что выздоровление – процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях – нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление – миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление – это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.

Довольно часто ребенок, страдающий заиканием, слышит советы: “Следи за своей речью. Говори четко!”. Однако, пытаясь следить за своей речью, заикающейся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках произношения, что лишь усугубляет дефект.

Речевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикание, впрочем, можно предупредить. Очень важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь.

Следует еще раз напомнить, что запугивание и жестокое наказание детей, грубые окрики, угрозы, частые ссоры в семье в присутствии ребенка могут вызвать у него страх, из-за которого ребенок может начать заикаться.

Не стоит читать детям на ночь страшные сказки, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, серого волка, и т.д.

Нельзя чрезмерно баловать детей и исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5 эффективных способов победить детское заикание

5 эффективных способов победить детское заикание

Если ребенок заикается, не ждите, что с возрастом эта проблема пройдет сама собой. Помощь врачей-специалистов и домашние занятия с малышом помогут преодолеть досадные запинки в речи.

Чаще всего заикания впервые появляются у деток в возрасте от двух лет, когда малыши только учатся произносить первые слова. Если заметили признаки запинок в речи, не откладывайте визит к специалистам. Прежде всего, ребенка нужно показать логопеду, возможно, он направит вас к неврологу и психотерапевту, ведь причин появления логоневроза (заикания) существует много, в том числе, виноваты особенности нервной системы, родовые травмы, осложнения после перенесенных болезней, семейные ссоры и т. д.

Важно не только своевременно обратиться к врачу, но и дома поддерживать «правильную» атмосферу. Режим дня, специальные занятия и эффективные упражнения помогут наладить работу детской речи.

Общайтесь правильно

  • Ребенку с запинками речи сложно выразить свою мысль, при волнении малыш начинает заикаться еще больше, поэтому:
  • внимательно и вежливо выслушивайте то, что хочет донести до вас малыш, не перебивайте, не подгоняйте
  • не злитесь, не показывайте, что вас раздражает медлительность речи или запинки, относитесь дружелюбно и с пониманием к проблеме малыша
  • будьте терпеливы, не прерывайте на полуслове, дайте ребенку возможность договорить до конца, не пытайтесь закончить фразу самостоятельно
  • не повышайте тон, не используйте резкие жесты, разговаривайте спокойным ровным голосом.

Развитие мелкой моторики

Пусть малыш как можно больше делает что-то своими руками: лепит, рисует, собирает картины из пазлов, складывает мозаику или строит башни из конструктора. На пальчиках находится много нервных окончаний, которые отвечают за развитие речи.

Пение и чтение стихов. Отличная помощь при запинках речи – пение и декламирование стихов. Пусть малыш каждый день что-то напевает, изучайте вместе детские песенки и стихи.

Разговор с игрушками. Ребенок реже заикается, когда находится в хорошо знакомой ему обстановке, во время игры наедине. Развивайте общение ребенка с игрушками, не запрещайте, а поощряйте такую речь. Отличный способ победить страх и потренировать речь – домашний кукольный театр, ролевые игры с малышом.

Занятия спортом

Благотворно влияют на развитие речи занятия спортом, в которых поддерживается ритмичное дыхание и задействованы все части тела: плавание, катание на велосипеде, теннис. Запишите ребенка на плавание в бассейн, берите с собой на прогулки велосипед и теннисные ракетки.

Дыхательная гимнастика. Для развития плавности речи важно научить малыша правильно дышать. Различные дыхательные упражнения помогут снять страх перед запинками в речи. Самый приятный и любимый всеми детьми вариант дыхательной гимнастики – пускать мыльные пузыри.

Почаще обнимайте и хвалите кроху, это действует лучше всяких лекарств.

А также обязательно прочитайте Почему ребенок косолапит: когда бежать к ортопеду

Невероятно, но факт! Мамы способны излечивать болезни детей во сне

5 диагнозов, которые врачи превратили в маркетинг

Детский фитнес: почему этим нужно заниматься?

7 правил счастливой жизни с детьми: семейные тайны

Что такое ротавирус: как проявляется болезнь и чем лечить

5 качеств, которые пригодятся любому родителю

Детское заикание

Детское заикание

Характеристика заикания: заикание – расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова, и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Обычно детское заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2 – 5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно в критические периоды развития (в 6 – 7 лет).

Обусловлено заикание расстройством процессов высшей нервной деятельности, регулирующих функции речевых механизмов. Чаще всего заикание возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате воздействия ряда травмирующих факторов (одномоментная или длительно действующая психическая травма, инфекционные заболевания и другие). Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников.

Различают клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную , которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Иногда родители излишне перегружают детей, разучивая с ними большие по объему и сложные по содержанию стихи и сказки, в которых много непонятных и трудных слов. Желая похвастаться ребенком, ему предлагают декламировать стихи всем знакомым, а он маленький, ему половина в них непонятна, он волнуется, ведь так хочется угодить маме. Остановившись несколько раз на трудном слове, он пугается, что так будет всегда и, как следствие появляется страх. В дальнейшем это вполне может привести к заиканию. Организм малыша слишком хрупок и не выдерживает непосильных нагрузок.

Однако не менее вредно для малыша, если родители так заняты своими делами, что им некогда почитать ребенку сказку, поговорить с ним, попросить пересказать прочитанное или рассказать, чем он был занят, пока мама и папа работали. Такие дети будут отставать в речевом развитии, они будут с трудом подбирать слова, запинаться, что в дальнейшем может перейти в стойкое заикание.

Очень часто взрослые, чтобы спокойно заняться своими делами, ставят ребенку мультики, и он часами смотрит их перед сном. В настоящее время выпускается такое количество страшных мультиков, что даже взрослому после их просмотра будет трудно уснуть. На неокрепшую нервную систему ребенка это действует крайне отрицательно. Дети возбуждаются, плохо спят, им снятся кошмары, днем они становятся более капризными. Это тоже является фактором, предрасполагающим к заиканию.

Иногда к такому же финалу приводит неправильное звукопроизношение. Некоторые дети так стремятся побыстрее чем-то поделиться или высказать свою мысль, что запинаются и даже забывают от волнения слова, что также может привести к заиканию.

Другие публикации:  Детские неврозы литература

Заикание может возникнуть внезапно, а может исподволь, постепенно усиливаясь. При этом иногда ребенок вдруг начинает говорить совсем чисто, потом опять начинает заикаться. Когда малыш заболел, устал, наказан, как ему кажется, несправедливо, даже просто волнуется, он заикается; в другое время он может говорить прекрасно. Ученые установили зависимость усиления заикания от времени года, погоды, условий жизни и питания.

Таким образом, невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное течение. При благоприятном течении выраженность заикания не бывает сильной. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения.

Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, при котором в дальнейшем становится все более тяжелым. У таких детей имеется выраженная ситуационная зависимость тяжести заикания. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.

Неврозоподобная форма заикания у детей чаще всего начинается в возрасте 3 – 4 года постепенно, без видимых внешних причин. Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов.

При обследовании моторики детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о не резко выраженном органическом поражении мозга, у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обычно фиксируется нормальное состояние речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко наблюдается нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство». Довольно часто у детей с неврозоподобным заиканием фиксируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

Психическое состояние детей с неврозоподобным заиканием характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью в одних случаях, и вялостью, пассивностью – в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Несмотря на указанные особенности онтогенеза, психическое развитие большинства заикающихся с неврозоподобной формой проходит в пределах нормы. Они своевременно поступают в школу.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобным заиканием получают своевременную (т. е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную и регулярную логопедическую помощь, то, как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии, которых бывает смешанная.

В других случаях неврозоподобная форма заикания может осложняться целым комплексом вторичных невротических реакций, связанных с особенностями личностного реагирования на речевой дефект, что «маскирует» истинную природу речевой патологии. Такие формы речевой патологии являются смешанными и труднее поддаются коррекционному воздействию.

Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее. Надо провести комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое. И, конечно, надо, чтобы в семье была доброжелательная, спокойная обстановка.

При коррекции заикания используют различные упражнения для снятия мышечного тонуса, то есть ребенка учат расслабляться, что очень важно. Если ребенок почувствует, что по его желанию мышечное напряжение ослабевает, ему будет легче говорить. В комплекс занятий входят дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова и движения, речевые и настольные игры. Все занятия проводятся под руководством логопеда.

Психосоматика заикания у детей: психологические причины

Психология заикания у детей объясняется психосоматическими особенностями личности. Как правило, причиной того, почему ребенок начал заикаться, является излишняя зажатость, стеснительность, страх сказать что-нибудь невпопад и быть за это высмеянным. Также причинами возникновения заикания у детей называют чересчур авторитарный стиль воспитания в семье, подавление детской инициативы и излишнюю критику со стороны взрослых.

Психосоматические причины возникновения заикания у детей

Заикание — это дефект речи (логоневроз), который появляется обычно в детском возрасте. Проявляется он по-разному: частым повторением в речи звуков, слогов или слов, усиленным напряжением голосообразующей мускулатуры перед произнесением слов. Может сопровождаться тиками — мышечными подергиваниями.

Психосоматической причиной заикания у детей обычно является испуг. Затем появляется страх перед речью в присутствии других, который поддерживает заикание.

У детей с заиканием имеются одновременно желание высказаться и нежелание это делать, что приводит к появлению агрессии в отношении слушающего. Часто провоцирующим фактором того, почему ребенок заикается, является присутствие доминантных для ребенка личностей — родителей, авторитетных взрослых. Оно подкрепляется, если ребенок получает в связи с ним какую-то выгоду. Например, родители дают ему поблажки дома, на уроке учителя освобождают от устных опросов и дают возможность выполнить вместо этого письменную работу.

Если выяснить психологические причины заикания и перестать подкреплять его, то ребенок способен восстановить нормальную речь. С помощью психологов и логопедов можно добиться успеха даже в трудных случаях.

Психосоматика заикания у детей также объясняется сильным испугом, если ребенку с ранних лет не дают высказывать свое мнение по самым простым вопросам. Если в семье просьбы ребенка игнорируют, его желания не учитывают, то он находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно.

Способствует заиканию неумение отстаивать свои права. Взрослые для ребенка являются авторитетом, слова, и действия которых до определенного возраста не подвергаются сомнению. Если родители все время подавляют ребенка, то он находится в постоянном напряжении и страхе и начинает заикаться.

Если взрослые все время критикуют и опровергают слова ребенка, то он ощущает себя неправым даже вопреки реальности и пребывает в подавленном состоянии. Это тоже становится причиной того, почему ребенок начал заикаться: он утрачивает инициативность и боится говорить.

Страх перед высказыванием своих мыслей и заиканием отражается на образе жизни ребенка, отношениях с окружающими и даже мышлении. Заикание воспринимается детьми болезненно, они переживают большие страдания, что наблюдается по прерывистой речи с судорожными сокращениями дыхательной и голосообразующей мускулатуры. Разговор становится для ребенка стрессом. Иногда это приводит к тому, что маленькие дети совсем перестают говорить и молчат длительное время (иногда годы). При этом речь других они понимают и реагируют на нее адекватно.

Если родители обращают внимание на изменение речи ребенка на ранних этапах, то справиться с неврозом значительно проще. Изменение методов воспитания и устранение психологических причин заикания у детей способствуют этому.

Причины, почему ребенок заикается

Чаще всего заикание возникает у детей в 3-5 лет. В этом возрасте дети уже хорошо понимают речь, произносят правильно построенные фразы, знают больше, чем могут высказать с помощью накопленного словарного запаса. В этот период повторение слогов и слов может быть связано с тем, что ребенок подыскивает слова, и выражения для высказывания своей мысли. Как только он начинает более уверенно озвучивать свои мысли, повторы в его речи исчезают. Если родители спокойно относятся к этому этапу формирования речи, то ребенок быстро и без последствий его преодолевает. Неправильное воспитание и психические травмы (испуг, тяжелое телесное наказание) способствуют фиксации ребенка на повторениях в речи и приводят к развитию заикания. Под воздействием эмоций и стрессов заикание усиливается.

Часто заикание в детском возрасте, и не только, выявляется у других членов семьи. В этом случае у ребенка оно может возникнуть в результате подражательного поведения, перенятого по какой-либо причине. Также можно утверждать, что в семье имеется повышенная предрасположенность к неврозам.

Причиной, почему ребенок заикается, могут быть значимые изменения в жизни малыша — рост зубов, начало учебы в школе, подростковый возраст, начало менструаций у девочек. Все конфликты в семье и детском коллективе также способствуют нарушению речи.

Болезненно воспринимаются детьми напоминания об имеющемся дефекте и тем более насмешки, что часто происходит в детском коллективе. Если это происходит в семье, то ситуация становится для ребенка невыносимой.